За автономию литовских поляков
Олег Федорчук

За автономию литовских поляков

В Литве проживает более 200 тысяч этнических поляков. И попытки Вильнюса ассимилировать их теми же методами, что и попытки ассимилировать русское население Литвы, окончились неудачей.

Русские и польские общественники объединили свои усилия в борьбе против литовского шовинизма. Известно, что русские и польские партии координируют свою политику в ходе выборов в парламент республики.

Лидером литовских поляков является Вальдемар Томашевский — руководитель Избирательной акции поляков Литвы. За кандидатуру Томашевского на выборах в Европарламент 7 июня 2009 г. голосовали, в том числе русские избиратели.

Вильнюс это страшно раздражало, и теперь появился новый повод для раздражения. Заместитель руководителя венгерской партии «Йоббик» Иштван Саваи поддержал идею автономии литовских поляков.

«Йоббик» — крупнейшая оппозиционная партия Венгрии, которая соревнуется с официальным Будапештом за звание самой патриотичной политической силы. «Йоббик» бескомпромиссно отстаивает интересы зарубежных венгров в Словакии, Румынии, Сербии, Украине.

«Йоббик» выступила с единогласным осуждением «евромайдана» и киевской хунты, видя в ней угрозу венгерскому меньшинству на Закарпатье. Теперь «Йоббик» высказалась за автономию поляков Литвы.

По мнению Саваи, Вильнюс своей ассимиляторской политикой угрожает сохранению польской культуры в Литве. Литовские власти подавляют польское национальное сознание, наступает на систему школьного польскоязычного образования. Выходом могло бы стать образование польской национально-территориальной автономии.

Литовские поляки несколько раз устраивали массовые протесты против такой политики Вильнюса, но безрезультатно. Литовские шовинисты, страдая комплексом малого народа, бескомпромиссно подавляют польскоязычное образование в республике. Томашевский неоднократно становился объектом травли литовских СМИ. В зависимости от текущей конъюнктуры, его называли то «польским империалистом», то «агентом Кремля».

Но Вильнюсу это не помогло. Литовские поляки не отвернулись ни от своего лидера, ни от идеи сохранения своего культурного присутствия в Литве.

Иштван Саваи призвал венгров к солидарности с литовскими поляками. Венграм, добивающимся автономии для венгров Закарпатья и др. регионов с венгерским населением (сербская Воеводина, южная Словакия), идея автономии поляков Литвы очень импонирует.

Дело в том, что между венграми и поляками исторически сложились тёплые отношения. Что-то типа боевого братства. Оба народа — католики, и в старину стремились к общей границе между своими странами. Участие Варшавы и Будапешта в разделе Чехословакии было обусловлено, в том числе, и этим желанием.

Теперь венгры и поляки вновь вспоминают друг о друге. Инициатива исходит от венгров. Они более независимы от ЕС и США, более напористы. Польское правительство, напротив, тему притеснения поляков в Литве замалчивает. Один из видных польских экспертов из числа клинических русофобов, некто Журавский вель Граевский, заявил, что выгодней пожертвовать поляками Литвы, чем геополитическими выгодами от сотрудничества Варшавы с Вильнюсом.

Литовские поляки с такой постановкой вопроса не согласны. И смотрят на венгров с тихой завистью, так как прекрасно понимают, что нет в Польше политиков калибра Виктора Орбана или Иштвана Саваи, готовых вступиться не только за своих венгров, но и за поляков.

Варшава никогда не говорила об автономии поляков Литвы. Вместо неё об этом заговорил Будапешт.

Венграм выгодно скоординировать свои усилия по работе с соотечественниками с Польшей. Только польское правительство не очень к этому стремится. США и ЕС однажды уже записали премьер-министр Венгрии Виктора Орбана в тираны и диктаторы, и даже организовали микро-майдан в Будапеште в ноябре 2014 года.

Сблизиться с Орбаном означает для Варшавы получить затрещину от Вашингтона и Брюсселя. Жертвами ситуации стали литовские поляки, которые вынуждены больше рассчитывать на свои силы да на словесную поддержку венгерских политиков из оппозиционного лагеря.

Между тем, в Вильнюсе так и не поняли, что давить катком национальные меньшинства — не лучший метод. Тем хуже для Вильнюса.