воскресенье, 25 Июня, 2017

Подробно

Грязные выборы грязной страны

Александр Дмитриевский
09.08.2015 - 07:07
Грязные выборы грязной страны

Верховная Рада принимала разные законы разной степени заумности, а иногда и маразматичности, но таких, в которых вообще без пресловутых «ста граммов» не разберёшься, не было до недавнего времени. Но и это досадное упущение исправлено: украинские парламентарии родили такое «творение», что что даже служители геенны огненной переломают в нём ноги.

Разумеется, посвящён этот закон предстоящим 25 октября местным выборам. Если точнее — в нём прописана система, согласно которой будут избираться депутаты муниципального и регионального уровня, а также градоначальники.

Поэтому предлагаю наполнить бокал уже упоминавшимся стимулятором интеллектуальной активности и начать детальный разбор столь важного продукта депутатской жизнедеятельности.

Итак, количество депутатов совета местного и регионального уровня напрямую зависит от количества избирателей, проживающих на данной территории: минимум — 10 человек (если число избирателей меньше 500), максимум — 80 (если правом голоса пользуется более 1,5 млн. жителей). При этом кворума на украинских выборах не существует: главное, чтобы пришёл к урнам хотя бы один избиратель, и заполненный им бюллетень оказался действительным.

Депутатов сельских и поселковых советов планируется избирать по мажоритарной системе относительного большинства: за кого отдали больше всего голосов в ходе единственного тура, тот и победил.

Точно по такой же схеме планируется избирать сельских старост, поселковых и городских голов в муниципальных образованиях, где число избирателей менее 90 тыс. человек. А вот если количество наделённых правом голоса превышает этот показатель или равно ему, то градоначальника полагается избирать в два тура: в финале, куда проходят двое фаворитов первого тура, для победы нужно взять более половины голосов.

Если учесть, что в среднем по Украине число пользующихся избирательным правом составляет примерно 4/5 всего населения, то несложный подсчёт показывает, что количество жителей города, где бургомистра будут избирать в два тура, должно составлять 112 тыс. человек. Такому критерию (без учёта неподконтрольных Украине Крымского полуострова, ДНР и ЛНР) гарантированно отвечает 31 населённый пункт — Киев, все постоянные региональные центры, а также города Кривой Рог, оккупированные хунтой Мариуполь и Краматорск, Днепродзержинск, Белая Церковь, Мелитополь, Никополь и Бердянск. Кандидатами в этот список можно считать Павлоград, Каменец-Подольский, Лисичанск, Славянск и Северодонецк, в котором расположена хунтовская оккупационная администрация Луганщины.

Депутаты всех остальных уровней — от городского района до региона — избираются пропорциональной избирательной системе с преференциями: внесение кандидатов в избирательный список местной партийной организаций для одномандатного округа означает их одновременное выдвижение в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ. При этом на каждый территориальный округ местная партийная ячейка имеет право выдвинуть не более двух кандидатов.

Голос избирателя считается одновременно голосом и за местную организацию партии, и за её кандидата в территориальном округе. В случае, если кандидат берёт самоотвод, отзывается партячейкой, или же решение о его регистрации аннулируется властями в установленном порядке, то поданный за него голос зачисляется в пользу выдвинувшей его парторганизации.

Для прохождения в совет списку той или иной партии необходимо набрать минимум 5% голосов от общего числа проголосовавших многомандатном округе. А вот депутатские мандаты из этого списка получат в пределах фракционной квоты обладатели наибольшего числа отданных за них голосов в территориальных округах.

Зачем это сделано?

Относительная простота избрания депутатов сельских и поселковых советов объясняется ограниченностью человеческого ресурса: на счету и те, кто выбирает, и те, кого выбирают. Кроме того, в сельской местности охотнее проголосуют за конкретного человека, чем за партию. Не будем забывать и то, что лавров на этом уровне пожнёшь немного и политиканствовать сами избиратели не позволят, а неблагодарной работы — хоть отбавляй.

С сельскими старостами, поселковыми головами и градоначальниками небольших городов ситуация несколько иная: второй тур — непозволительная роскошь чисто по финансовым соображениям. А для тридцатки самых крупных городов можно и найти такие средства: надо же создавать маяки демократического выбора!

Отметим, что в первую тридцатку входят столица и все постоянные региональные центры: бургомистр такого города занимает в областной иерархии третью строчку после губернатора и председателя облсовета, а в Киеве фактически совмещает свой пост с губернаторским. То есть, мы видим, что хунта собралась серьёзно бороться за удержание влияния в крупных городах: многоступенчатые выборы очень часто позволяют «серебряному» призёру первого тура взять «золото» во втором.

Замысловатость схемы избрания депутатов выше сельского и поселкового уровней призвана служить одному: махинациям. Например, партия может выдвинуть в округе несколько громких персон (условно назовём их «электоральными камикадзе»), которые станут объектами информационных (и не только!) атак оппонентов, под чьим давлением окажутся вынужденными взять самоотвод, но, отдадут своё место в бюллетене выдвинувшей их политсиле.

Другой вариант: популярный в народе председатель колхоза может легко собрать все голоса в своём территориальном округе, а вот партия, от которой он идёт, может оказаться безнадёжным аутсайдером во всём районе. Таким образом «проходные фигуры» уже сейчас вынуждены будут договариваться с политическими силами, имеющими шанс на преодоление барьера.

Немало делается ставок и на ошибки, так как в день голосования избиратель получит до пяти бюллетеней: например, на участке в посёлке, подчинённом крупному городу, будут одновременно избираться поселковый голова, депутат поссовета, градоначальник, депутат горсовета и депутат облсовета. Понятно, что в такой обстановке нервозность обеспечена, ну, а где нервы — там и шанс принять не то решение повышается и у избирателя, и у того, кто будет считать.

А если учесть, что практически все фавориты гонки будут иметь своё силовое крыло, то разборки с применением оружия — дело практически обеспеченное. Так что придётся наблюдать и давление на избирателя, и админресурс, и подкуп, и сговор местных элит с силовиками, и блокирование комиссий: одним словом, всё то, что имело место в Чернигове.

Украину ждут самые непрозрачные и самые грязные выборы в её истории: всё, что было раньше — это невинный детский лепет. И, может быть, самое большое равнодушие избирателя, который к тому времени поймёт, что от него мало что зависит.

Алексей Сокольский
Александр Гончаров
Аркадий Семенов
Николай Севостьянов
Отдел информации
Наталья Иртенина
Александр Порожняков
Константин Щемелинин
Отдел информации
Александр Веневцев
Борис Джерелиевский
Новые законодательные ограничения доступа к противоправному контенту
Александр Владимиров
Предстоятель УПЦ Онуфрий потребовал запретить шабаш извращенцев
Петр Иванченко
Рабочее самоуправление как рейдерский захват предприятия
Александр Литке
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования