Французы и Крым
Игорь Николайчук

Французы и Крым

Эксперт РИСИ Игорь Николайчук комментирует медиастатистику – данные проекта «Россия в мире», подготовленные МИА «Россия сегодня» по итогам анализа материалов мировой прессы, посвященных российской теме, в период c 20 по 26 июля.

Апология статистики

Давайте привлечем политическую медиаметрию кисследованию очень любопытной темы— российско-французских отношений и, вчастности, то ли нашумевшему, то ли замолчанному мировыми СМИ визиту 10 французских депутатов вКрым иСевастополь.

Оттолкнемся отякобы несущественной мелочи жизни— откакого-то неизбывного обаяния Франции дляРоссии. Такое обаяние, начиная сцарствования Екатерины Великой, стало оригинальным элементом нетолько нашей внешней, нои внутренней политики. Странное дело: кфранцузам русские вмассе равнодушны, даже ироничны, ак Франции относятся спиететом.

Выскажу личное мнение опричинах этого: некая обобщенная «Франция», которую мы любим «вообще», также любит Россию, ноне «вообще», ав деталях. Это, уверяю вас, дорогого стоит.

Был лет пять назад такой случай. Одна французская фармацевтическая фирма решила построить завод вМосковской области. Дело неплохое, даи рабочие места непомешают. Участок отвели подПодольском. Приехал изФранции молодой архитектор, надобыло привязать ккоммуникациям где-то наприличном расстоянии отгорода стандартную заводскую коробку. Дел напять минут. Вышел человек вполе, огляделся и, что называется, «поплыл»: березки, облачка наситцевом голубеньком небе, родная нам Россия. «Нет!— вскричал архитектор,— такой замечательный пейзаж нельзя портить стеклом ибетоном! Здесь я спроектирую завод ввиде «дворянского гнезда» 19-го века! Только так, только Тургенев— ведь это Россия!». Так ипоявились сугубо производственные, ноотлично вписанные вокружающую среду здания, стилизованные подалександровский классицизм: сколоннами, портиками, желтые сбелым, сзелеными крышами. Вряд ли бы натакое решился какой-нибудь прагматичный немец.

В какие игры усебя народине играют французские парламентарии, мы незнаем. Но омотивации своего визита вКрым они сами говорят, какоб акте скорее эмоциональном, чем политически оправданном: желание подтвердить тот факт, что Крым исторически связан сРоссией, ане сУкраиной. Эта очевидная деталь важнее дляних крайней лояльности Евросоюзу, которая уже привела Францию ккрестьянскому бунту.

Теперь технические детали. Председатель Комитета Госдумы помеждународным делам Алексей Пушков пишет вTwitter 28 июля: «Вокруг поездки французских депутатов вКрым заговор молчания невышел: оней сообщили многие СМИ Франции». Думаю, депутат прав лишь отчасти. Вряд ли кто собирался устраивать заговор молчания вокруг этого события. Мы отметили соответствующие публикации в13 странах. Разумеется, основная масса материалов появилась вСМИ Франции (26 из45, или58%). Общий индекс агрессивности длятемы равен 3,5, однако дляФранции он оказался даже ниже среднего: 2,7.

В целом же посюжету «Проблема Крыма вконтексте внешней политики России» завсе время наблюдений индекс агрессивности информационной среды составил 2,8. Страновые показатели такие: Германия— 34,3; США— 16,5; Франция— 6,7; Великобритания— 5,3.

Информационная активность: смена лидера

Активность зарубежных СМИ запериод c 20 по26 июля 2015 года посравнению спредыдущим анализируемым периодом (c 13 по19 июля) упала на5,9% (862 материала против 917). И это притаком событии, какжеребьевка предварительного турнира ЧМ-2018. Скоро медийная жизнь совсем замрет. Так всегда ибывает летом.

Общий индекс агрессивности занеделю составил 1,14, т.е. несколько снизился (было 1,27). Откровенно говоря, непонятно, что держит ИА выше единицы. Вроде бы заметного негативного резонанса нина что ненаблюдается.

В соревновании стран— сенсация. На первое место сприличным отрывом отГермании вышла Франция (см. инфографику ниже).

Определенные положительные эмоции вызывает то, что Франция приэтом демонстрирует нейтральный флаг (ИА=0,81). Опять разозлились американские СМИ, разогнав антироссийскую кампанию доуровня ИА 2,5, хотя, справедливости ради, вспомним, что этот показатель напрошлой неделе равнялся 2,9. Впрочем, иГермания неотстает, длянее ИА=2,3

Укажем нато, что корпус материалов поРоссии вмедиа Франции (раз уж сегодня ей уделяем повышенное внимание) скучноват. Заголовки приглаженные, атемы неочень острые: «Франция: Полемика вокруг Крыма» (Midi Libre, 26.07.2015, Франция); «Еще одно банкротство российского банка» (Le Monde, 26.07.2015, Франция); «Новая морская доктрина России» (Radio France Internationale (RFI), 26.07.2015, Франция); «Чествование российского флота вКрыму» (Radio France Internationale (RFI), 26.07.2015, Франция); «Русская революция вМонако; Выставка искусства 20-го века» (Le Monde, 25.07.2015, Франция); «Гнев фермеров: отрасль страдает отроссийского эмбарго» (RTL, 25.07.2015, Франция); «Жак Мьяр: «Крым— российский, ичто?» (France 24, 25.07.2015, Франция); «Европе надовозобновить отношения сРоссией» (Le Point, 24.07.2015, Франция).

Индекс агрессивности: статьи подсоусом чили

Про высокий индекс агрессивности уСША впоследнее время мы упоминали. Как нистранно, этот результат обусловлен отнюдь неситуацией вроссийско-американских отношениях, ине результатами жеребьевки вКонстантиновском дворце, арусофобскими настроениями журналистов.

Последние налицо: «ЧМ-2018: Россию вновь обвиняют врасизме» (CNN, 24.07.2015, США); «Адвокат поделу окрушении MH17: «Все указывает наРоссию» (Newsweek, 23.07.2015, США); «Резкий экономический спад вРоссии вверг 3 млн человек внищету» (CNN, 23.07.2015, США); «Критик Кремля (Навальный) утверждает, что дочь Путина пристроили натеплое местечко вуниверситете» (Newsweek, 23.07.2015, США); «Американские НКО решили уйти изРоссии» (Los Angeles Times, 23.07.2015, США); «Американские военные называют Россию главной угрозой США» (The Washington Times, 22.07.2015, США); «Предстоящая смена режима вРоссии» (The New York Times, 21.07.2015, США).

Но есть иболее артикулированные антироссийские выпады. Прежде всего, это попытки СМИ Великобритании дискредитировать выбор ФИФА России вкачестве места проведения чемпионата мира 2018 года. Родину футбола (вернее, ее спортивную медийную братию) буквально распирает деланым негодованием: «Русская рулетка» (The Sunday Times, 26.07.2015, Великобритания); «Англию призывают бойкотировать ЧМ-2018 вРоссии» (The Daily Mail, 26.07.2015, Великобритания); «Россия забила гол всвои ворота, когда расистский скандал бросил тень нажеребьевку ЧМ» (The Observer, 25.07.2015, Великобритания); «Халку запретили принять участие впредварительной жеребьевке ЧМ из-за «расизма» вроссийском футболе» (The Herald, 25.07.2015, Великобритания).

Наш выбор: голос изжурналистского подполья

Занимаясь серфингом поинтернету, наткнулся настатью американского ветерана прессы Роберта Перри «Как работает американская пропаганда, ипочему я борюсь сней» (Перри давно ушел винтернет исоздал свой личный сайт Consortiumnews.com.). Поразился, какблизки его взгляды кнашим разработкам теории информационно-психологических операций против политических лидеров государств.

Господин Перри пишет буквально следующее: «Сначала неугодного лидера нужно демонизировать, апотом можно начинать войну сего страной. Правительство иСМИ США выступают тут водной связке».

Вот развернутые цитаты. «Я начал карьеру журналиста вагентстве «Ассошиэйтед пресс» в1974 году. Сегодня, четыре десятилетия спустя, меня стало тревожить, какамериканцы реагируют наинформацию. А, точнее, то, какпропагандисты упаковывают свои посылы ради нужной им реакции. Все цинично ипросто: мишень пропагандистской атаки нужно высмеивать. Сделать ее предметом «Большого Ха-Ха».

Причем так, чтобы публика смеялась, незадумываясь, надчем смеется. После этого счеловеком илигруппой можно делать все, что угодно. Иногда втакой пропаганде нет ничего страшного. Иногда она может даже привести квойне».

«Такая технология окончательно сложилась истала господствующей вамериканской журналистике к2000 году. Но еще современ президента Рональда Рейгана его ушлая команда пропагандистов демонстрировала мастерство вформировании картины мира. Через СМИ они убеждали американцев, что обедневшие крестьяне вЦентральной Америке представляют серьезную опасность дляСША ипоэтому их необходимо уничтожить. Президент Никарагуа Даниэль Ортега стал «диктатором вдизайнерских очках». А Никарагуа подуправлением сандинистов была объявлена «тоталитарной тюрьмой». Сторонников США, напротив, превозносили донебес, невзирая нато, что они коррумпированы ижестоки. Вечно находящиеся подкайфом никарагуанские «контрас» стали «нравственным эквивалентом» отцов-основателей США. А кровавый диктатор Гватемалы Эфраин Риос Монтт стал недопонятым добрым христианином. И стех пор каждый международный кризис развивался понаезженной колее. Иракский диктатор Саддам Хусейн был «хуже, чем Гитлер». Его войска вытряхивали новорожденных младенцев изколыбелек ибили опол. Сегодня президент России Владимир Путин ездит верхом сголым торсом. Какой придурочный мачо! Ха-ха!».

Источник