Иван Скворцов

Украине отвели роль жертвенного барашка

Уже не секрет, что амбиции румынского руководства представляют прямую и непосредственную угрозу территориальной целостности Украины. И хотя «оранжевые» власти упрямо предпочитают этого не замечать, предпочитая всех «дохлых собак» вешать на Россию, именно господствующая в умах румынской политической элиты идея Romania Mare (Великой Румынии) может преподнести Киеву ещё много неприятных сюрпризов. К большому разочарованию украинских властей, ближайший европейский сосед в лице Бухареста отнюдь не намерен останавливаться на той части черноморского шельфа, который уже отошёл к Румынии по итогам заседания Международного суда ООН. Румынские аппетиты простираются на Северную Буковину, а также на часть Одесской области. Когда-то эти земли входили в состав румынского государства времён фашистской диктатуры Антонеску, и Бухарест предпринимает активные дипломатические и экономические усилия для их отторжения от Украины. В Румынии грядут президентские выборы, однако ждать смены внешнеполитического курса румынской элиты не приходится вне зависимости от того, кто будет следующим президентом Румынии. Ни одна из политических сил не рискнёт отказаться от эксплуатации идеи Romania Mare, иначе это будет означать для неё практически полную потерю своих сторонников в румынском обществе. Оспаривая с Польшей место регионального лидера, румынское правительство профинансировало создание целой сети аналитических центров, находящихся (совершенно незаслуженно) на периферии информационного пространства. Обделенные вниманием СМИ, румынские «фабрики мысли» и их деятельность зачастую не воспринимаются всерьез. Одним из основных румынских аналитических центров является «C.D.S.S.S». (Центр изучения стратегической безопасности) – структурное подразделение Национального университета обороны Румынии «Кароль-1», целью которого является экспертиза военно-политических институтов Румынии. Среди заявленных приоритетов «C.D.S.S.S» – поддержка военной составляющей во властных структурах государства, разработка теоретической базы для реализации стратегических идей, исследование потенциала окружающих Румынию государств, отстаивание румынских внешнеполитических интересов, развитие сотрудничества с военными и гражданскими исследовательскими институтами и НПО. В фокусе исследований, осуществляемых Центром, значатся: - стратегия применения румынских Вооруженных сил до 2025 года; - этнические и религиозные компоненты конфликтов; - безопасность Черноморского бассейна и угрозы румынским геополитическим устремлениям в регионе; - вызовы, с которыми может столкнуться Румыния в бассейне Черного моря; - экологическое равновесие и навигация в дельте Дуная; - евроатлантическая интеграция и глобализация. При этом для Киева наибольшую опасность представляет геополитическая спайка Вашингтон – Бухарест, которая приобретает всё более веское значение. Столь активные действия Бухареста на постсоветском пространстве без снисходительного разрешения американской администрации просто исключены. Румыния, как и Украина, находится под внешним управлением Вашингтона. Более того, румынские «мозговые тресты» напрямую связаны с американскими аналитическими центрами, что позволяет сделать выводы о координации усилий между румынскими и американскими аналитиками на поприще противодействия российскому влиянию, где роль жертвы Запад отводит Украине. Известно о тесном сотрудничестве американского экспертно-аналитического центра «Атлантический совет» с румынским Фондом Дину Патричиу и с правительством Румынии. «Атлантический совет» ставит своей целью обеспечение американского лидерства в мире и ответственен за анализ стоящих перед США в XXI веке вызовов и разработку соответствующих политических решений. На странице «Атлантического совета» стоят три слова (Идеи Влияние Воздействие), целиком определяющие деятельность этой организации. Ее представители налаживают тесные контакты с многочисленными НПО Европы, Азии и обеих Америк с целью координации общих усилий по продвижению ценностей атлантического сообщества. Отдельной строкой прописаны мероприятия, направленные на вовлечение в деятельность перспективного студенчества и локальных политических лидеров. Географическая направленность экспертно-аналитических проектов совета достаточно разнообразна: Россия, Китай, Тайвань, Япония, Корея, Куба, Ирак, Иран, Балканы. Одно из главных мест в работе «Атлантического совета» занимает энергетическая политика Запада и раздел мировых энергетических ресурсов. Учреждение Черноморского энергетического и экономического форума («The Black Sea Energy and Economic Forum»), как института с многолетним планом работы, показывает, насколько это важно для Запада. Деятельность форума не ограничивается регионом Черного моря и охватывает Каспийский бассейн с покоящимися на его дне энергетическими ресурсами. К участию в форуме приглашаются мировые лидеры, эксперты в области энергетической политики и «акулы» нефтяной промышленности, а также представители множественных неправительственных организаций. Целями проведения конференции названы стремление выработать общую политику стран-поставщиков углеводородного сырья и стран-потребителей путем территориального расширения применения рыночных принципов и перемещения капитала. Мероприятия «Атлантического совета» финансируются как американскими официальными структурами, так и МИД и Министерством экономики Румынии. Среди почетных гостей «Атлантического совета» можно встретить президента Румынии Траяна Басэску, министра иностранных дел Румынии Кристиана Диаконеску, министра экономики Румынии Андрияна Видяну, министра энергетики США Стивена Чу, представителя Вашингтона по вопросам энергетики на Евразийском пространстве Ричарда Морнингстара. Примечательна сама должность Морнингстара. Учреждение Белым домом официального ведомства по вопросам энергетики на Евразийском пространстве говорит о многом. «Атлантический совет» – не единственный мозговой трест, специализирующийся среди прочего на энергетической составляющей во внешней политике США. Совместно с Центром стратегических и международных исследований (США) «Атлантический совет» регулярно издает пресс-релизы и доклады, посвященные трансатлантической энергетической безопасности и актуальным угрозам в этой сфере. В одном из докладов глава «Атлантического совета» Чак Хагел завил следующее: «Целью сотрудничества атлантического сообщества является долговременная и прочная энергетическая безопасность… Пиратство на торговых путях, экономическая нестабильность и евразийская геополитика – это разрушители мировой системы энергоснабжения. «Атлантический совет» вдумчиво подходит к решению этой проблемы с практической точки зрения. Это наша первостепенная задача». Как видим, евразийская геополитика поставлена в один ряд с пиратством и экономической нестабильностью! Запад, не отличающийся при решении политических задач особой щепетильностью, остался верен своим принципам. Среди рекомендаций правительствам западных стран – учреждение Трансатлантического форума энергетического сотрудничества (что поспособствует тесной кооперации США и Европейского Союза), а также привлечение к решению вопросов энергообеспечения блока НАТО, как надгосударственной структуры, обладающей подавляющей военной мощью, что, по мнению стратегов из «Атлантического совета», поможет решить многие задачи. Атлантическая инициатива – еще один неправительственный центр со штаб-квартирами в Берлине и Вашингтоне. В фокусе внимания Атлантической инициативы те же аспекты международной политики в области энергетики, а именно: упрочение связей США и Европы; потенциальный энергетический кризис; выработка единой концепции США и ЕС в отношении азиатских экономических гигантов (Китай, Индия и др.); организация сети аналитических центров для координации общих усилий. Замечая, что с 50-х годов прошлого века потребности США в энергоресурсах увеличились втрое, эксперты Атлантической инициативы настоятельно рекомендуют президенту Бараку Обаме сыграть на опережение и пойти на сближение с Туркменией, как альтернативным партнером – поставщиком энергоресурсов в Каспийском регионе. Они напоминают, что собственные запасы нефти и газа уже не покрывают потребностей таких бурно развивающихся стран, как Китай или Индия, и призывают американскую администрацию быть жестче в отстаивании своих интересов на международной арене. Атлантическая инициатива, будучи сетевым ресурсом, осуществляет рассылки аналитических материалов своим партнерам: аналитикам, экспертам и представителям академического сообщества по всему миру, которых насчитывается более 15 тыс. В состав Экспертного совета Атлантической инициативы входят: чиновник МИД Германии в Российской Федерации доктор Рудольф Адам, эксперт американского Фонда Маршалла Рональд Асмус, бывший советник по делам России и Евразии в администрации Клинтона Марк Бжезинский, сын известного американского геополитика-русофоба Збигнева Бжезинского. Налицо образование геополитической оси Вашингтон – Берлин – Бухарест, что делает стратегическую игру в черноморском регионе и дельте Дуная ещё более запутанной. Особенно с учётом вовлечённости Германии, рассматривающей Румынию как ключевого партнёра в регионе. В частности, представитель Германии Гюнтер Кирсхбаум, глава Европейской Комиссии, засвидетельствовал удовлетворение германского руководства «ответственной» политикой Румынии в Черноморском бассейне. Румынская политика в дельте Дуная, реки, связывающей Германию и Румынию, также не остается без внимания германского правительства. Интеграции Румынии в евросообщество и НАТО способствуют немецкие НПО и иные организации. Например, Ассоциация Манфреда Вернера, помогающая Румынии включиться в трансатлантические структуры и укрепить общие для США, ЕС и Румынии ценности. Политика Запада на восточном направлении укладывается в доктрину «от Ванкувера до Бухареста», цель которой – создание единого лагеря атлантизма от границ Северной Америки до границ с Советским Союзом, а с распадом СССР, до границ России. Помогать США в этой нелёгкой борьбе будут новоиспечённые члены НАТО в лице Румынии, Польши и стран Прибалтики. Украине же в таком случае отводится роль жертвенного барашка.