За Грецией последует Украина
Александр Дмитриевский

За Грецией последует Украина

Эллада не захотела мириться с требованиями западных кредиторов, выдвинувших грабительские условия. На прошедшем в воскресенье референдуме народ сказал твёрдое «Нет!» требованиям ЕС и МВФ, что является разительным контрастом с Украиной, пресмыкающейся у ног Вашингтона и Брюсселя.

Отметим, что Греция — не единственный пример такого рода в Европе. Несколько лет назад оказавшаяся в сходном положении Исландия провела аналогичный плебисцит о согласии народа расплачиваться своим достоянием с кредиторами.

Тогда исландцы, точно также, как сейчас греки, проголосовали за отказ платить международным ростовщикам. Конечно, Исландии пришлось нелегко: эта, в общем-то небогатая, страна на острове в приполярных широтах заплатила немалыми трудностями за столь смелое решение.

Не зря сказано: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!» Ибо радикальное лечение проблемы лучше, чем долгое и мучительное умирание в хосписе при слабо помогающей паллиативной терапии.

Дефолт — одно из таких радикальных средств: страна честно признаёт, что не в состоянии обслужить взятые на себя финансовые обязательства. А дальше всё зависит от твёрдости руководства государства и его народа: можно согласиться отдать последнее в обмен на прощение долгов, а можно, отвергая любые уступки, потуже подтянуть пояса, и за несколько лет восстановить прежнее благосостояние.

Отметим, что Исландия, выбравшая второй путь, за прошедшие годы достигла значительных успехов в деле оздоровления экономики, хотя и приобрела репутацию крайне строптивого международного партнёра. Впрочем, как показывает жизнь, норовистая лошадюга — лучше чем кроткая овечка: честный удар подковой — это не волчьи зубы в самый неподходящий момент.

Ещё один классический пример санации через дефолт — август 1998 года в России: обвал фондового рынка позволил очень быстро не только реанимировать, но и нарастить реальный сектор экономики. Поэтому уже спустя непродолжительное время Россия и отыграла утраченное, и начала наращивать свою мощь.

Теперь остановимся на реакции Евросоюза.

В целом Брюссель не стал скрывать своего огорчения выбором греческого народа, но, тем не менее, продемонстрировал своё смирение. Ибо это всё-таки цивилизованная Европа, а не какая-то там Украина, безжалостно подавляющая малейшее несогласие с официальным курсом!

И если греков не устраивает положение бедных родственников в клубе богачей — то это их святое право: пусть вводят драхму вместо евро, пусть не платят долги, пусть, в конце концов, выходят из ЕС. Ибо с потерей Греции не потеряна Европа: избавление от слабого звена только укрепит Старый континент!

Греческий дефолт — прямой предвестник аналогичных событий на Украине: раз Евросоюз не стал вытаскивать за уши Элладу, то судьба Незалежной, которая для него никто и звать её никак, ему тем более неинтересна.

Однако, если в Афинах у власти оказалось правительство, ориентированное на защиту национальных интересов, то в киевских кабинетах сидят компрадоры, стремящиеся нажиться на распродаже остатков былого богатства. Только не стоит забывать тем, кто погружает Украину в пучину нищеты и голодных бунтов, что у савана нет карманов.