Майдана в Ереване не будет
Алексей Арцахов

Майдана в Ереване не будет

Старший офицер армянских Вооруженных Сил поделился своим мнением о причинах ереванского «майдана» и отношениях Армении и России. События в Ереване, несомненно, были спровоцированы извне. Уж больно шаблонно все выглядело. Кадры из армянской столицы — словно копия событий, происходящих в Тбилиси во время «революции роз». Могли ли они привести к подобным же явлениям и смене власти в стране? Однозначного ответа не может дать сегодня никто. Причин возникновения протестного движения в Армении множество, и о них уже было сказано немало. Мы слышали комментарии политиков, общественных деятелей и простых горожан, но особый интерес вызывает отношение к последним событиям представителей армянской армии. Вооруженные Силы Армении — один из важнейших социальных институтов современного армянского государства. Армия почитаема государством и обществом, и во многом от позиции военного руководства будет завесить стабильность в стране. По вполне понятным причинам высшее военное руководство армянских ВС не комментирует последние события, мотивируя свое молчание старым добрым «армия вне политики». Однако все мы знаем, что зачастую именно армия становится инструментом в руках политиков, когда ситуация заходит в тупик. 
 На мои вопросы на условиях анонимности согласился ответить старший офицер одной из воинских частей армянских ВС. 
- Что, на ваш взгляд, послужило катализатором протестных выступлений в Ереване?

 - Для меня лично и для моих сослуживцев начало протестов в Ереване стало полной неожиданностью. Все началось так быстро и так организованно, что нет сомнений — это была хорошо спланированная акция, а подготовка к ней была глубоко законспирирована. Катализатором протестов стала достаточно расшатанная экономика нашей страны, которая находится в практической изоляции враждебных государств: у нас нет рынков сбыта, производства не рентабельны. Все это ведет к обнищанию и озлоблению населения. Запад активно манипулирует этим, скупая наиболее перспективные направления. То, что не удается купить, специально душится для создания социальной напряженности в обществе. Сближение Армении с Россией, вступление нашей страны в единый Таможенный Союз вызвало на западе острую зубную боль. И они приступили к действиям. Сегодня уже известно, кто стоял у руля беспорядков. Эти люди выявлены нашими спецслужбами, и с ними проводится определенная работа. 
- Поднимали ли вас по тревоге, готовы ли вы были к локализации беспорядков? 

 - Нет не поднимали. У нас в Армении очень хорошо подготовленные спецподразделения МВД, они прекрасно обучены и оснащены, и, несмотря на то, что со столь масштабными явлениями они столкнулись впервые, наша полиция отработала достаточно эффективно. Армию же использовать внутри страны не имеет смысла, мы рассчитаны на выполнение совершенно иных задач и наше дело — воевать с вооруженным противником, а не с безоружными, хотя и агрессивными демонстрантами. 

 - Тем не менее, если бы от президента поступил приказ о введении военного положения в стране армия бы его выполнила?

 - Спрашивать у военного человека, выполнит ли он приказ своего командира или нет, это абсурд. Мы военные люди, и если для достижения стабильности в нашей собственной стране потребуется наша помощь, мы выполним любой приказ Верховного главнокомандующего. События на Украине наглядно показали к чему приводит нерешительность в применении силы государством в отстаивании своих интересов. Если бы Янукович раздавил майдан в зародыше, не было бы там сейчас гражданской войны. Принеся в жертву тысячу, он не обрек бы на страдания миллионы. 
 
- Офицеры — обычные люди. Может быть, кто-то из ваших сослуживцев разделял взгляды протестующих? - Офицерский корпус у нас — достаточно консервативная закрытая социальная группа, хотя не скрою, и в ней есть люди, которых не все устраивает в сегодняшнем и политическом и экономическом устройстве нашей страны. И это не только молодые офицеры, но и мои ровесники, прослужившие в армии с момента ее основания. Некоторые офицеры не видят перспектив служебного и карьерного роста, и у них возникает определенное недовольство, это вполне нормально. Главное, что все они, несмотря на свои политические пристрастия, готовы выполнить приказ и выполнить боевую задачу, как внутри страны, так и за ее пределами. А что касается офицеров, да и простых граждан, сочувствующих протестному движению, я скажу так — похмельный бред иллюзии революции спадет, и люди поймут, на пороге какой пропасти они стояли. Ни одна оранжевая революция не привела народы этих стран к благоденствию. Яркий пример — наш сосед Грузия. Чего они добились, благодаря приходу к власти Саакашвили? Они пришли к той же клановости и коррупции, да еще и развязали войну, в ходе которой потеряли все. Они надеялись на помощь Запада и готовы были даже на войну с Россией, но Запад их кинул — американские солдаты не готовы умирать в Закавказье, они хотят воевать с Россией чужими руками.

 - Во время митинга в Ереване можно было видеть антироссийские лозунги. Звучали требования о выводе российской военной базы из Армении. 

- В начале нашей беседы я уже говорил, что протестные движения — хорошо спланированная акция, и цель ее была именно вбить клин между Россией и Арменией. Но организаторы просчитались — основная масса протестующих не поддержала эти лозунги и сама выгнала людей с антироссийскими плакатами с митинга. Армяне — далеко не глупые люди. Находясь в кольце врагов, мы все понимаем, что единственным верным другом и союзником для нас является Россия. Будет великой Россия, будет великой и Армения. У нас одна судьба, мы веками сражаемся бок о бок с одним врагом. В последнее время круги на Западе активно пытаются отдалить нас друг от друга, но сделать это невозможно — мы братские народы и дружба наша будет вечной. Что касается военной базы России в Гюмри, то не только я, как кадровый военный, но и обычные люди понимают, что военная база — это гарант стабильности в нашем регионе. Если выразиться образно, российская военная база — это громадный кованный щит русского богатыря, закрывающий собой всю нашу страну. Военное присутствие России в нашей стране является единственным сдерживающим фактором для наших врагов, мечтающих развязать новую войну в регионе. Между прочим, лично я уверен что трагедия в Гюмри, когда невменяемый русский солдат убил армянскую семью, была спланирована и осуществлена внешними силами.

 - И все же армянская армия сотрудничает как с Россией, так и с НАТО. Скажите, к кому с большей симпатией относятся в армянской армии? 
- Ну, вы знаете, до недавнего времени и Россия сотрудничала с НАТО. Наши контакты с этим военным блоком носят чисто консультативный характер. Наши офицеры обучаются в военных вузах России, вся наша тактика и вооружение максимально интегрированы под российские с возможностью вести совместные боевые действия. Мы участвуем во всех учениях ОДКБ и остаемся надежными военными союзниками России не на словах, а на деле. Единственное, что вызывает огорчение в наших военных кругах это то, что Россия продает современные системы своего вооружения нашему потенциальному противнику Азербайджану, военный бюджет которого превышает весь бюджет нашей страны. Нет никакого сомнения, что танки Т-90 и ТОС «Буратино», проданные нашими российскими партнерами нашим врагам, в случае военного конфликта в регионе будут стрелять не только в наших солдат, но и в российских, так как уверен, мы будем в одних окопах. Так что о приоритетах разговор, я думаю, неуместен. Если вы хорошо знаете историю, то должны знать: геноцид армян, который Османская империя устроила в 1915 году, был вызван именно тем, что армяне в Первой Мировой войне выступали на стороне России. Мы положили на алтарь нашей дружбы слишком много человеческих жизней, и русский народ неоднократно спасал нас от полного уничтожения. Мы этого никогда не забудем.