Раздвоение батькиной личности
Василий Беднов

Раздвоение батькиной личности

В силу того, что российское информационное пространство заполнено новостными сводками и аналитикой, посвященной Украине, фокус внимания общественности и экспертного сообщества сместился именно на этот проблемный регион постсоветского пространства. Между тем, в границах Евразийского экономического союза протекают крайне неблагоприятные для России этнокультурные процессы, целью которых является деструкция скреп, соединяющих государства Союза в единое цивилизационное объединение, которое в последнее время стало известно широкой публике под именем Русского мира. Ход событий, к сожалению, подтверждает то, что в развитии подобных негативных процессов заинтересованы политические элиты стран ЕАЭС. И хотя на словах ими декларируется приверженность политике интеграции, на деле ведется целенаправленная работа по сокращению культурного влияния России на территории данных государств. Такая политика со второй половины 2000-х годов стала отчётливо прослеживаться и в политическом курсе главного союзника Российской Федерации в СНГ — Республике Беларусь. В рамках небольшой статьи нет возможности описать подробно детали и практику реализации такого рода культурной политики. Однако можно остановиться на нескольких свежих примерах, которые вполне характерны для политики Александра Лукашенко в области культуры. 6 июня в Могилёве перед зданием библиотечного колледжа был установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Бюст стал подарком патриотического проекта «Аллея Российской Славы» к 70-летию Великой Победы и 216-й годовщине рождения великого русского поэта. На памятнике разместили табличку с отрывком из стихотворения «Клеветникам России», написанного Александром Сергеевичем в ответ на бурю негодования в Европе, которая поднялась в связи с подавлением польского восстания 1830-1831 гг.: Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
…Стальной щетиною сверкая, 
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов… Установка монумента со стихами великого поэта вызвала негодование белорусских националистов и истерику в оппозиционных средствах массовой информации. Постоянное декларирование своей приверженности «европейским ценностям», в число которых по логике входят свобода слова и свобода творчества, не помешала представителям оппозиции выступить с предложением снять табличку и уволить чиновников, допустивших «крамольное» деяние. За волной антипушкинской, а по сути русофобской, истерии последовала незамедлительная реакция — Могилевский горисполком принял решение снять стихи с постамента! Кажется, что белорусская власть показывает удивительную мягкотелость и безвольность перед информационными атаками со стороны антиправительственных медиа-ресурсов, целиком и полностью финансируемых из-за рубежа. Однако данный инцидент не является единичным, что наводит на мысли о том, что «мягкое» давление на русскую культуру и общую для России и Беларуси историю — часть целенаправленной политики белорусской власти. В преддверие Дня Победы общественность была крайне удивлена и возмущена новой выходкой официозных идеологов. Власть предержащие дали старт кампании «Цвета Победы» и фактически заменили Георгиевскую ленту — символику нашей общей Победы над врагом — красно-зеленой «национальной» лентой. По сути, это не что иное, как кощунство, поскольку гитлеровская Германия была разгромлена не под флагом Республики Беларусь, прообраз которого в виде флага Белорусской ССР появился лишь в 1951 году, а под красным знаменем Советского государства, и в рядах Красной Армии сражались представители всех национальностей Советского Союза. Попытки же «приватизации» Победы — это безнравственное и наплевательское отношение к миллионам павших воинов из разных уголков нашей державы-победительницы. Но корыстные интересы правящего режима одерживают верх. Замена Георгиевской ленты так называемыми «национальными» произошли в Казахстане, Молдавии, Киргизии. Сам концепт Русского мiра, то есть представления о том, что Россия и страны постсоветского пространства составляют уникальную евразийскую цивилизацию, подвергается резкой критике со стороны президента Лукашенко. В частности, на пресс-конференции 29 января 2015 года он заявил: «Если есть некоторые тут умники, которые считают, что белорусская земля — это часть, как они говорят сейчас, "русского мира", и чуть ли не России. Забудьте. Мы всегда были гостеприимны к любому человеку. Но заставим любого уважать наш суверенитет и независимость». Как видим, сама концепция воспринимается резко негативно, поверхностно, без глубокого анализа. В любом шаге, направленном на духовную интеграцию наших стран, белорусскому политическому режиму видится угроза, хотя на деле это всего лишь предрассудок и необоснованная боязнь потерять власть. Кремль не посягает на независимость дружественных государств и весьма прозрачно показывает свою лояльность дружественным режимам, будь то режим Януковича, Назарбаева или Сержа Саргсяна. К сожалению, власти Республики Беларусь, на словах поддерживая интеграционные процессы, на деле предпринимают усилия по её сворачиванию, особенно в культурной сфере — наиболее важной для самосознания людей, как показали события на Украине. В этой связи вновь приобретает актуальность вопрос: стоит ли продолжать экономически поддерживать правящий белорусский режим, вливая в него миллионы долларов дешевых кредитов и предоставляя ему льготные цены на газ, в условиях, когда сам этот режим стремится отмежеваться от «ближайшего стратегического союзника»? Как показывает практика, в условиях экономического кризиса, когда белорусская экономика остро нуждается в российских кредитах или рынках сбыта, риторика президента Беларуси изменяется на 180 градусов. Так, спустя три месяца после своего высказывания о том, что Беларусь не имеет никакого отношения к Русскому миру, Лукашенко в выступлении перед парламентом заявляет: «Мы — русский мир. Мы были вместе и будем всегда. Мы теснейшим образом связаны с российским народом, мы братья». Очевидно, такой поворот связан с необходимостью российской экономической помощи в условиях, когда за январь-апрель 2015 года сокращение ВВП Беларуси составило 2,6%, а спад промышленного производства — 7,5%. Российская внешнеполитическая доктрина должна учитывать этнокультурную компоненту в полной мере как важнейший элемент политики, влияющий на изменение политического курса государств-членов СНГ. Оказание экономической помощи, льготное кредитование, льготные условия для поставки продукции на российский рынок должны быть прямо увязаны с политикой местных элит в отношении культурной интеграции. Равно как на открыто антироссийские выходки, вроде замены Георгиевской ленты и войны с творческим наследием Пушкина, Москва должна отвечать предельно жестко и последовательно, не давая взойти семенам антирусского шовинизма.