Месть влетит  в копеечку
Ирина Антонова

Месть влетит в копеечку

Американский сенатор Джон Маккейн заявил, что катастрофа Falcon 9 не повлияет на решение США отказаться от российских ракетных двигателей. Конгресс не отступит от своего постановления о запрете на использование РД-180 для тяжелых ракет после 2019 года. Маккейн, возглавляющий комитет по делам вооруженных сил, не намерен уступить даже настоятельным просьбам командования ВВС США, которое очень недовольно принятым решением.

Эксперты опасаются, что в результате решений конгресса и осложнившей ситуацию катастрофы, к 2019 году у США вообще не будет никаких необходимых двигателей.

Но упрямство — пуще неволи: за свою русофобскую политику Вашингтон потеряет миллиарды. Жидкостные ракетные двигатели в США не разрабатывают больше 20 лет, и начинать придется практически с нуля. Реализация подобного проекта потребует не менее 5–7 лет и миллиардных капиталовложений. Для начала руководитель центра космических и ракетных систем ВВС США генерал-лейтенант Самуэль Гривз заявил, что американское ведомство объявило конкурс на разработку ракетных двигателей, которые должны прийти на смену российским РД-180. Компании-победительницы получат из бюджета Пентагона $160 млн.

Между тем, как показало время, российские ракетные двигатели — техника, неподвластная американскому уму. РД-180 был создан в середине 1990-х ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на базе двигателя РД-170 — уникальной советской разработки, самого мощного из жидкостных ракетных двигателей в истории, который устанавливался на самую мощную советскую ракету «Энергия».

Российской разработкой заинтересовались американцы, которые приобрели право на использование двигателя на ракетах-носителях серии «Атлас». РД-180 выиграл конкурс у всех американских конкурентов. Согласно договору, американцы получали не только двигатель, но и все связанные с ним технологии. Изначально американская сторона планировала через 3-4 года сама начать производство таких двигателей.

Но оказалось, что технология производства РД-180 настолько сложна для янки, что освоить её они не смогли до сих пор. В итоге двигатели РД-180 для США по-прежнему создаются в России, на предприятии «Энергомаш». Интересно, что технических претензий к РД-180 практически нет, наоборот, неоднократно подчеркивалось, что данный двигатель не имеет аналогов. Именно поэтому сейчас американские специалисты кусают локти, проклиная политику Вашингтона, которая мешает осуществлять звездные проекты.