Суд Европы: Убрать распятия из школ

Происходящее в Евросоюзе говорит о том, что структуры ЕС приступили к прямой дискриминации тех европейцев, кто все еще сохранил верность религии своих отцов – христианству. Предлогом нового наступления на верующих стало следующее решение Европейского суда по правам человека: он рассмотрел дело о распятиях в школах в связи с жалобой итальянской гражданки финского происхождения Соиле Лаутси, которая в 2002 году попросила у администрации государственной школы в городе Абано Терме близ Падуи убрать распятия из классов, где обучались двое ее детей. Ранее Лаутси безрезультатно обращалась по данному вопросу в различные судебные инстанции Италии. Но Страсбургский суд встал на ее сторону. В итоге присутствие распятий в школьных классах было признано Европейским судом нарушением "религиозных свобод учащихся". Что касается Лаутси, то суд обязал правительство Италии выплатить ей компенсацию в размере 5 тыс. евро за причиненный «моральный ущерб». Правительство Италии обжалует решение Европейского суда по правам человека, который посягает не только на религиозные права миллионов итальянцев, но и на суверенитет этого государства. Решение об этом, как стало известно местным СМИ, было принято на заседании Совета министров Италии в Риме. Заниматься этой проблемой поручено главе МИД Италии Франко Фраттини. Вердикт Страсбургского суда, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, вызвал бурную реакцию на Апеннинах. Многие министры, видные политики и общественные деятели выразили резкое неприятие решения судебной инстанции. "Христианская идентичность – это корни Европы. Поэтому Европейский суд нанес смертельный удар по Европе ценностей и прав", - заявил, в частности, Фраттини. "Европейский суд ошибся. Распятие в классе – это не только религиозный символ, но символ нашей традиции", - вторила ему министр образования Италии Мария Стела Джелмини. Естественно, весьма жестко на вердикт Страсбургского суда отреагировал Ватикан, который назвал это решение "ошибочным и близоруким". Официальный представитель Святого престола священник Федерико Ломбарди заявил, что суд "грубо вмешался в дело, глубоко связанное с исторической, культурной и духовной идентичностью итальянского народа". Правительство Италии имеет право обжаловать решение о распятиях в Европейском суде по правам человека. Если суд пойдет навстречу итальянским властям, то данное дело будет рассмотрено еще раз. Если же требование об обжаловании не будет удовлетворено, вердикт суда вступит в силу через три месяца после его принятия. И итальянские школы должны будут удалить распятия из классов, поскольку это может не понравиться детям, исповедующим другую религию. Суд счел распятия нарушением прав родителей на воспитание детей согласно их убеждениям. Напомним, что это первое решение, касающееся присутствия религиозных символов в школах. Между тем, большинство итальянцев вне зависимости от вероисповедания высказываются против устранения крестов из школьных классов. Свое возмущение решением выразили организации атеистов, заявив, что суд посягнул на основу итальянской культуры и идентичности. Министерство образования Италии заявило, что распятия в классах - "символ традиции". Итальянский Сенат призвал страны Европы распустить Европейский Суд по правам человека, как ненужную институцию, которая навязывает крайние левые убеждения. Вердикт единодушно осудили все итальянские политические партии. Лидер сенатского большинства Маурицио Гаспарри заявил, что Италия не будет выполнять этот приговор ЕСПЧ. Глава Демократической партии Италии Перлуиджи Берсани сказал, что удивлен решением суда, и заявил, что "здравый смысл принесли в жертву антихристианским симпатиям судей". Итальянская газета "Corriere della Sera" утверждает, что в Италии нет ни одной политической силы, которая бы осмелилась поддержать страсбургский вердикт. Директор ватиканской пресс-службы священник Федерико Ломбарди назвал позицию суда близорукой и ошибочной. Он подчеркнул, что в Ватикане постановление принято с удивлением и горечью: "Очень досадно, что крест признан знаком разделения, исключения или ограничения свободы". "Особенно угрожающим является желание отделить от мира образования фундаментальный символ религиозных ценностей итальянской истории и культуры. Религия вносит свой ценный вклад в воспитание и моральное развитие личности и является основной составляющей частью нашей цивилизации", - подчеркнул Ломбарди. "Удивляет, в свою очередь, что Европейский суд так серьезно вмешивается в дела, глубоко связанные с исторической, культурной, духовной тождественностью итальянского народа, - сказал он. - Кажется, что существует стремление проигнорировать роль христианства в формации европейской идентичности, которая всегда была и остается важной". "Если мы продолжим двигаться в этом направлении, Европейский Союз распадется!", - поддержал его заместитель председателя Комиссии епископских конференций Европейского Союза епископ Петр Ярецкий. Комиссия епископских конференций Европейского Союза состоит из представителей 24 епископских конференций: Бельгии, Болгарии, Германии, Англии и Уэльса, Ирландии, Франции, Италии, Греции, Литвы, Латвии, Люксембурга, Мальты, Голландии, Австрии, Польши, Словакии, Чехии и Венгрии. Представители Конференций Хорватии и Швейцарии являются ассоциированными членами. Епископ Ярецкий объяснил, что постановление Суда в Страсбурге является для него "типичным примером лицемерия некоторых учреждений Европейского Союза, как и стремление к мягкому искоренению христианства из европейской культуры, а также навязывание ей безыдейности". Лицемерие, по мнению епископа, заключается в том, что, с одной стороны, Европейский союз декларирует, что вопросы, касающиеся религии, достоинства и моральных принципов, остаются в компетенции стран-участниц, но с другой стороны, когда лицо или группа лиц обращаются в европейские суды, то вместо того, чтобы перенаправить их в аналогичные учреждения соответствующей страны, они берутся за дело сами. "Это - очевидный пример лицемерия. Говорят одно, а делают другое. Это очень опасно", - объяснил он. "Если мы пойдем этим путем, то что будет с тысячами крестов, церквей и часовен, которые свидетельствуют о христианских корнях? Будем сносить, если кому-то они не понравятся?", - риторически спросил епископ. "Мы выходим на очень опасный путь", - констатировал он. Епископ добавил: "То, что одна женщина с помощью ЕС может изменить культурный облик всего континента, - очень огорчительно. Важно, чтобы Европа не позволила исподволь уничтожить свою модель цивилизации". Он также отметил, что "использование элитой Евросоюза любой возможности для того, чтобы искоренить христианство, ведет в никуда". С этим мнением вполне солидарен представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филарет (Булеков), считающий, что недавнее решение Европейского суда по правам человека о незаконности размещения распятий в государственных школах Италии может привести к дестабилизации во всей Европе. "Европа может столкнуться с общественной дестабилизацией, с возникновением протестных настроений по тем вопросам, которые раньше не вызывали напряжения в обществе. В данном случае в качестве нового фактора нестабильности будут выступать именно "права человека" и их интерпретация авторитетным судебным органом общеевропейского масштаба", - заявил игумен Филарет. Игумен Филарет считает, что решением Страсбурга "концепции прав и свобод человека нанесен очень серьезный удар", и в целом это решение показывает "глубокий кризис правозащитного подхода", оказываясь также закономерным проявлением процессов, происходящих в Европе в последние годы, - например, исключения упоминания о христианстве в преамбуле Евроконституции. "Созданный прецедент крайне опасен. Сегодня требуют убрать распятия из школ в странах католической культуры. Завтра потребуют убрать и "христианские знаки" из исторической государственной символики европейских стран. И вполне можно представить, что придет время, когда на тех же основаниях и, используя ту же аргументацию, будут требовать убрать кресты с тысяч европейских храмов", - заявил представитель Московского Патриархата. "Такому развитию событий должны сопротивляться все, для кого культура и история Европы имеет безусловную значимость – и в индивидуальном, и в общественном плане. Для этого необходимо объединение усилий разных людей: верующих и неверующих, христиан и приверженцев других религий. В конечном счете, речь идет не только о религии, но, прежде всего, о возможности свободно чувствовать себя и жить в таком духовном и культурном пространстве, которое мы унаследовали от предыдущих поколений и которое никакой "отдельный субъект прав и свобод" не должен иметь права разрушать, исходя их своих частных предпочтений и пристрастий. Нельзя допустить, чтобы радикальные и экстремальные трактовки принципа прав человека взяли верх в международной практике и были навязаны гражданам правовых государств в качестве нормативных", – заключил отец Филарет. Следует также обратить внимание и на то, что решение Страсбургского суда не вызвало одобрения даже у представителей ислама и иудаизма. Из христианского учения мы знаем, что знамение креста не может переноситься лишь одной сущностью – падшими духами, и теми, кто стал их обиталищем. Иными словами, бесноватыми. Именно их «интересы», как мы видим, и отстаивает Страсбургский суд. Опубликовано с разрешения Центра политической свободы