Самолёты для халифата
Александр Дмитриевский

Самолёты для халифата

Заключённый на авиасалоне в Ле Бурже контракт между киевским АНТК имени Антонова и правительством Саудовской Аравии о производстве на территории этого исламского королевства проектируемого самолёта Ан-132 хунта объявила очередной блестящей «пэрэмогой». Разумеется, на фоне того «штопора», который демонстрирует украинская аэрокосмическая отрасль — это, действительно, успех.

Если бандеровский режим считает этот «контракт века» победой, то задумаемся над тем, не пиррова ли она, ибо содержание столь важного договора наглядно показывает и технологическую деградацию Незалежной, и вопиющую политическую недальновидность.

Самолёты АНТК им. Антонова пользуются заслуженным успехом в мире, особенно на линиях, пролегающих в экстремальных условиях. Родоначальником КБ изначально была заложена философия создания неприхотливых машин, для которых не требуются хорошо оснащённые аэродромы.  

Смысл этого трудно переоценить: кто-то из великих сказал, что человечество при освоении неба больше зарыло денег в землю, чем выбросило на ветер. Аэродром — крайне дорогостоящее сооружение, а тут самолёту требуется, условно говоря, просто ровная площадка.

Это позволило СССР проложить авиалинии туда, где строительство бетонного лётного поля либо невозможно, либо экономически не оправдано. В своё время «кукурузники» Ан-2 активно играли роль внутрирайонного транспорта в труднодоступной местности, а благодаря среднемагистральным Ан-10 авиасообщение пришло во все без исключения региональные центры тогда ещё необъятной страны.

Ещё одной сильной стороной АНТК им. Антонова являются строгие традиции качества и ответственности. Приведу такой пример: когда началась череда катастроф Ан-10, Олег Антонов не колеблясь взял всю вину за случившееся на себя и настоял на отдаче под трибунал. Экспертиза установила, что причиной лётных происшествий оказались совершенно неизученные наукой того времени аспекты усталости металла, поэтому судейская коллегия вынесла конструктору оправдательный приговор.

Поэтому неслучайно новая разработка антоновцев приглянулась саудитам: Ан-132 — лёгкий транспортник с грузоподъёмностью до 9 тонн и дальностью полёта до 3,2 тыс. километров, способный использовать грунтовые аэродромы в пустынной местности, фактически представляющий собой глубокую модернизацию Ан-32. Он может взять на борт 70 пехотинцев, либо 40 парашютистов, а обратным рейсом забрать 30 раненых, его кабина позволяет загрузить 1-2 армейских джипа.

Пока лайнер существует только на бумаге, но, уже принято решение о том, что производиться он будет в Саудовской Аравии. Для этого уже через несколько месяцев планируется начало строительства соответствующего предприятия.

Согласно плану Украина поставляет конструкторскую документацию, Германия — оборудование для завода, а финансирование и 70% строителей и коллектива будущего предприятия — саудиты. Первый полёт нового транспортника намечен на 2017 год, а уже через несколько лет саудовские ВВС и авиакомпании будут обладать солидным парком этих машин.

Фактически мы видим, как Украина бездарно и за бесценок продала высокие технологии динамично развивающейся, но, далеко не самой миролюбивой стране. И это при том, что сама обладает нужными мощностями: Харьковский авиазавод вместо размещения новых заказов методично доводится до банкротства.

Ан-132 — далеко не первый пример такого подхода. Выпуск тяжёлого Ан-124 «Руслан» уже налажен в Ульяновске, куда переведена вся документация на самолёт, а Ан-140 успешно производится в Иране, выкупившем лицензию у Украины.

Осуждать продажу лицензий на выпуск высокотехнологичной техники нельзя: это широко распространённая практика. Однако, в интересах государства она работает, если спрос на продукцию высокий, а свои мощности перегружены, либо когда надо дать дорогу новой линейке техники.

Отметим, что так в своё время поступал Минсредмаш СССР, размещавший заказы на атомные реакторы серии ВВЭР на мощностях чехословацкого концерна «Шкода», но при этом покупателями были строящиеся АЭС в странах СЭВ и Финляндии. Лицензии на некоторые модели советских самолётов покупал Китай, однако, и в этом случае, и в предыдущем, наши продавали иностранцам хоть и добротные, но уже устаревшие концепты, которые у нас начинали замещаться куда более совершенными.

А теперь остановимся на самом неприятном моменте во всей этой истории.

Ближний Восток, как известно — место неспокойное. Сегодня там набирают силы радикалы, ратующие за создание всемирного Халифата, и, очень вероятно, что в поле их зрения в ближайшие несколько лет попадёт Саудовская Аравия: официальная салафитская (более известная как ваххабитская) идеология королевства — очень благодатная почва для таких экстремистов, а в случае их победы там не надо будет ничего перестраивать относительно воззрений населения.

Ан-132 — самолёт для пустынь, тех самых, которые в Европе в дефиците, но в избытке имеются на бескрайних просторах Передней и Средней Азии, а также в Северной Африке. Танк или БТР он не поднимет, но и не в этом его предназначение: основная задача машины — обеспечить аэродромное десантирование мотопехоты на лёгких бронеавтомобилях, доставку боеприпасов, амуниции, горючего и провианта, а также эвакуацию раненых.

Теперь за очень небольшие деньги Саудовская Аравия получит технологию и производственную базу для выпуска достаточно грозного и эффективного оружия. А Украина не только останется при своих интересах, но и своими руками поможет тем, кто поджигает и без того неспокойную обстановку на Ближнем и Среднем Востоке.