Часть молдаван опомнилась
Никита Комаров

Часть молдаван опомнилась

С каждым месяцем все интереснее и интереснее становится политическая ситуация в Республике Молдова. Уже к концу 2014 года, к выборам в парламент страны, ярко и четко обозначились два основных политических блока, каждый из которых обладает собственным видением вектора развития страны. К так называемым проевропейским силам относится нынешнее парламентское большинство, а именно, следующие партии: Либерал-демократическая партия, Демократическая партия, Либеральная партия.
До выборов 2014 года эти силы образовали проевропейскую коалицию и, что логично, их задачей было интегрировать Молдову в Евросоюз. Однако в новом парламенте либералы и демократы, рассорившись, не смогли создать новую коалицию, что, безусловно, играет на руку их оппонентам. К пророссийским силам в Молдове, главным образом, относится Социалистическая партия и «Наша партия», которая несколько раз меняла свое название из-за проблем с регистрацией. За день до голосования в ноябре 2014 года данную партию, носившую тогда еще название «Патрия», и вовсе сняли с выборов. Также к пророссийским силам можно еще отнести менее популярные партии, например, социал-демократов, но они не пользуются особой популярностью, поэтому в этой публикации о них говорить не будем. Коммунисты же составляют «колеблющееся болото» и готовы, без сомнения, примкнуть к тем, кто больше им предложит, в первую очередь, в политической сфере.
Остановимся на двух пророссийских силах: на «Нашей партии» Ренато Усатого и партии социалистов Игоря Додона. В своих интервью оба лидера выступают за сотрудничество с Россией и «свертывание» европейских программ. С внешней стороны все выглядит гладко и красиво, но подобное уже было и десять, и пятнадцать лет назад. Тогда ПКРМ (Партия коммунистов республики Молдова) во главе с бывшим президентом страны Владимиром Ворониным, получая протекцию России, смогли претворить в жизнь первые проевропейские реформы. Воронин, заявляя в СМИ, что он является сторонником интеграции с Россией, пытался «усидеть на двух стульях», активно сотрудничая с Евросоюзом. Этакий прототип Януковича.
Но, поскольку жителей Молдовы, желающих видеть в союзниках Россию, а не Евросоюз, всегда насчитывалось чуть больше, то Воронин со своей ПКРМ с легкостью проходил в парламент и становился президентом страны несколько раз. Желая получить выгоду и от Запада, и от Востока, Воронин проворонил формирование у себя под носом радикально настроенных проевропейских сил, которые «отжали» у него власть на рубеже 2010/2011 годов. В качестве оправдания лидеру коммунистов можно привести тот факт, что в его президентское время еще не был основан Таможенный союз, соответственно, Молдова слабо представляла, куда именно ей необходимо интегрироваться.

Однако это все слова. Факт остается фактов: Воронин «кинул» Россию, не сумев за годы своего президентства направить страну на Восток и, более того, допустил приход ярых антироссийских сил к власти. Все эти проблемы, устроенные бывшим президентом Молдовы, нам приходится решать сейчас.

В данный момент яркимм пророссийским политиком является Игорь Додон, чья партия социалистов победила на парламентских выборах в 2014 году. Однако, даже при гипотетическом союзе с коммунистами, Додон не смог бы сформировать коалицию, ориентированную на вступление страны в «аможенный союз, так как «европейцев» в парламенте оказалось на несколько мест больше. Победе наших сил помешала примитивная политика Кишинева по урезанию количества бюллетеней, в первую очередь, в Приднестровье и для граждан Молдовы, проживающих в России.

Вернемся к Додону. Как уже было сказано выше, политик пользуется широкой популярностью в обществе, набирая рейтинг на заявлениях о том, что Молдове обязательно нужно вступить в Таможенный союз. Но несколькими годами раннее, занимая пост министра экономики, Додон отрицал такую возможность, уповая на то, что у Молдовы с Россией нет общей границы. Тогда же Додон настаивал на свободной торговле страны с ЕС. Оно и понятно, ведь в то время нынешний лидер социалистов занимал пост министра экономики, и ему необходимо было показывать быстрый результат. Ведь экономика Молдовы от свободной торговли с ЕС в краткосрочной перспективе выигрывала бы, в отличие от вступления страны в ТС, в котором экономический рывок был бы огромным, но не за столь короткий срок.

Тем не менее, такую позицию Додона трехлетней давности не стоит забывать. Возможно, Москва плотно «поработала» с политиком, убедив его занять радикальную пророссийскую позицию. Но очень бы не хотелось, чтобы Додон стал Ворониным и Януковичем.

Второй яркий «российский политик» — Ренато Усатый, представитель бизнеса. Его «Патрию» сняли с выборов за день до голосования, а сам Усатый уехал в Россию, опасаясь политического преследования. По данным предварительных опросов, «Патрия» с легкостью проходила бы в парламент. После ребрендинга «Патрия» превратилась в «Нашу партию», которая была успешно зарегистрирована ЦИКом Молдовы. Ренато Усатый только начинает свою политическую карьеру, поэтому сейчас еще сложно судить о его полной приверженности к курсу на евразийскую интеграцию Молдовы. 14 июня Усатый стал мэром города Бельцы, второго по величине населенного пункта в Молдове после Кишинева. Бельцы — отличный плацдарм для того, чтобы показать оставшейся Молдове преимущества интеграции страны с Россией на примере одного конкретного города. Надеемся, что Усатый воспользуется этим шансом.

Пророссийские силы в Молдове постепенно, после кризиса 2010-14 годов, набирают силу: представители пророссийских партий закрепляются на важных государственных постах и в муниципальных советах городов. Сейчас созданы все предпосылки к тому, чтобы к парламентским выборам 2018 года наши силы образовали бы большинство в парламенте страны.

Будем надеяться, что Игорь Додон и Ренато Усатый будут последовательны в своих действиях, не повторят ошибок Януковича и Воронина, пытавшихся заигрывать с обеими сторонам, а приведут страну в Таможенный союз, от чего сама Молдова только выиграет.