Увядание украинского атома
Александр Дмитриевский

Увядание украинского атома


Достоянием гласности стала информация о том, что на Запорожской АЭС в неоплачиваемые отпуска в массовом порядке отправляют персонал, отвечающий за системы охлаждения реактора. Причина банальная — нечем платить зарплату. Но это только официальная версия...

Как известно, украинские финансы уже долгое время поют жестокие цыганские романсы. Денег не хватает ни на что, кроме обогащения олигархов: эта категория лоснится жиром, как хомяк, отъевшийся на колхозных полях перед зимней спячкой.

Понятно, что в таких условиях правительство вынуждено включить режим тотальной экономии: урезаются всё и вся — зарплаты, пенсии, стипендии, льготы. Иногда дело доходит до того, что экономят даже на том, на чём никогда нельзя экономить.

В нашем случае сэкономили на атомщиках. Эта профессия в украинских реалиях дефицитная, ибо вузов, где готовят специалистов такого профиля в стране уже не осталось: Национальный ядерный университет «уплыл» из Украины вместе с Севастополем.

5 каторжных лет на студенческой скамье (для атомщика они действительно каторжные, ибо техника серьёзная, а цена ошибки баснословно велика!) не заканчиваются с получением диплома: молодого инженера после прибытия к месту распределения снова на несколько месяцев садят за парту. И только после сдачи экзаменов в учебном центре и получении всех требуемых сертификатов и допусков этот человек наконец-то получает право занять место в первом ряду поста управления реактором или же стать мастером ремонтной смены.

По прошествии определённого времени уже набравшегося опыта инженера снова вызывают в учебный центр, чтобы пересадить его с первого ряда в зале управления энергоблоком на второй: чем дальше сидишь от приборного щита — тем выше твой ранг. Также не будем забывать, что все средние и высшие инженерные должности в реакторном цехе АЭС требуют персональной государственной лицензии.

Даже простой рабочий на АЭС — практически всегда специалист высокого класса, способный выполнить поставленную задачу в самых нетривиальных условиях. Ибо таких чудес техники в мире, где требуется незаурядная смекалка — очень немного.

Пусть читателя не утомляет столь долгий рассказ: такие профессионалы — на вес золота, и Украина должна их чуть ли не на руках носить. Или хотя бы обеспечить каждому из них как минимум безбедное существование. А иначе будет как в четверостишии:

Взлетела ракета,
Упала в болото:
Какая зарплата -
Такая работа!

Только в ядерной отрасли всё серьёзнее, чем в космической: уран и плутоний куда страшнее заливаемых в ракетные баки гептила и пентаборана. А с Чернобылем и Фукусимой по своим последствиям не сравнится никакое крушение космической техники.

Увы, до Украины эта прописная истина не доходит: загубили бандеровские питекантропы свою аэрокосмическую отрасль, теперь и до атомной добрались. Дескать, нет на вас денег, уходите в бесплатные отпуска! Да так и до второго Чернобыля недалеко...

А теперь перейдём к неофициальной версии.

Нельзя забывать и то, что украинские АЭС стали полигоном для экспериментов американской компании «Вестингауз»: известно, что премьер Яценюк хочет именно ей продать генерирующие мощности такого рода. Кроме того, в украинских реакторах регулярно испытываются вестингаузовские тепловыделяющие сборки, и данные испытаний свидетельствуют о полной непригодности американского топлива для советской техники.

Известно также, что персонал реакторных цехов, понимая всю пагубность столь волюнтаристских решений правительства, на протяжении нескольких месяцев устраивает «итальянские забастовки». Это когда догматичное следование инструкциям попросту делает невозможным выполнение спущенных сверху циркуляров.

Возможно, что именно таким образом украинское правительство устроило негласный локаут для «итальянствующих» атомщиков: не хотите выполнять откровенно преступные распоряжения — будете отстранены от работы и лишены зарплаты, да на таких условиях, что по своей инициативе рассчитаетесь!