«Страна» Каина и Хама
Владислав Гулевич

«Страна» Каина и Хама

«Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали все. Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль», - так когда-то охарактеризовал историческое бытие украинского государства Дмитрий Выдрин, советник четырех президентов Украины и депутат Верховной Рады 5-го созыва. Слова более чем точные.

Увлечение украинством при одновременном отречении от общерусских начал всегда и неизбежно приводит к дикой русофобии и склонности к необузданным националистическим припадкам. Очень часто, начинаясь как невинное увлечение всем украинским, этот процесс мутирует в нечто темное и злобное. Мудрой середины удавалось придерживаться только тем, кто украинство, как культурное явление, не путал с политическим украинством, и видел их различия. Ведь культурное украинство — это любовь к украинской культуре, песне и языку. Политическое украинство — это попытка переиначить политический порядок в европейской части Евразии на прозападный манер, подкрепляя это все ростом украинской националистической пропаганды (с подачи самого Запада).

Мало кто на Украине знает, что внук известного украинского фольклориста Михаила Драгоманова, Димитр Шишманов, был расстрелян болгарским судом по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Отец Димитра, Иван Шишманов, был мужем дочери Драгоманова.

Шишманов-мл. добился высокого положения на родине отца и занял пост министра иностранных дел Болгарии в прогитлеровском правительстве Добри Божилова. Сам Драгоманов русофобом-националистом не был. Он был искренним любителем украинской культуры, и не считал ее чем-то, совершенно отрешенным от культуры русской. Но, видимо, взгляды его дочери, выращенной в атмосфере всего украинского, претерпели некоторые изменения, и понимание общерусских корней украинской и великорусской культуры у нее притупилось. Она не ощущала это родство в такой степени, в какой ощущал ее отец.

Выйдя замуж за болгарина Ивана Шишманова, человека, «не обремененного» русофильскими взглядами, дочь Драгоманова дала миру сына — Димитра, будущего союзника Гитлера. Так, постепенно, от деда к внуку таяла в семье Драгомановых общерусская составляющая, логически закончившись лояльностью внука М. Драгоманова Третьему Рейху. Очевидно, свою роль сыграла увлеченность Шишманова-ст. украинской тематикой, в том числе в ее политическом срезе. Как все тогдашние политические украиноманы, Шишманов между нацизмом и патриотизмом ставил знак равенства.

Еще одно имя — Петр Франко. Сын знаменитого украинского классика Ивана Франко. Говорят, Франко-старший когда-то изрек: «Сегодня меня оскорбили, назвав украинцем. Хотя всем известно, что я русин». В Галиции, действительно, население называло себя русинами — так же, как сейчас в Закарпатье. Этноним «русины» несравнимо древнее этнонима «украинцы» и указывает на то, что украинская идентичность появилась позже русинской, русской. Но речь сейчас не об этом.

Франко-старший русофобом не был. Он даже упрекал видного галицко-русского деятеля Ивана Гушалевича за следующие его строки: «Дай же нам, Вышний, того ще дождати, о що Тя денно смиренно благаемъ: дай намъ Австрии счастье оглядати, а в ней и наше разом повитати». Франко не понимал, как галицко-русский писатель может так преданно отзываться об империи Габсбургов. Галицко-русская газета «Галичанин» оправдывала Гушалевича тем, что в текущих политических условиях, когда Галицкая Русь находится под австрийцами, ничего иного сказать нельзя, поскольку, юридически Габсбурги — правители галицких русинов.

Самого Гушалевича нельзя было заподозрить в русофобии. Он написал текст песни, которая в 1848 году, во время «Весны народов», стала гимном Галиции. Есть там и такие строки: «Мир вам, мир вам, руські діти, і гаразд вашим хатам! Разом сили сполучіте, добре, добре буде нам».

Внук М. Драгоманова Димитр Шишманов. Сын И. Франко Петр

И если Франко-ст. русофобом не был, то атмосфера украиноцентричной пропаганды сделала таковым его сына Петра. Петр Франко учреждал кружки военизированной организации «Пласт». С приходом гитлеровцев «пластуны» пополнят банды ОУН-УПА, будут соучаствовать в геноциде евреев и поляков и заниматься казнями мирного населения.

В 1914 году Петр Франко — командир младшего звена в отрядах Украинских сечевых стрельцов (УСС). «Усусы» воевали на стороне австрийцев и прямо, либо косвенно способствовали массовым казням галицкого населения австро-венгерскими оккупантами. Тогда прогремело ужасное слово «Талергоф» — концлагерь, куда австрийцы швыряли всех, кто на вопрос «Рус?», отвечал: «Рус». А таких было много, потому что до полного торжества украинской пропаганды в Галиции было еще далеко. Она возобладала только после уничтожения в Талергофе и массовых казней многих тысяч галицко-русских крестьян, священников, интеллигентов.

В книге Василия Каширина «Взятие горы Маковка» есть цитата очевидца о роли УСС в тех событиях: «В 1914 году, во время войны, эта Каинова работа «украинцев» ввергла уже весь карпато-русский народ в пучину неслыханных ужасов, жестоких физических страданий. Прежде всего и больше других они виновны в великой военной мартирологии нашего народа, не только как косвенные виновники, побуждавшие австро-мадьярское правительство путём клеветнических доносов к жестокой физической расправе над русским населением Прикарпатья, но тоже как непосредственные участники этого насилия. B нашей мартирологии не редки случаи физического надругательства и террора, чинимых многими из наших т. н. «украинцев». А галицкие «украинские сечовые стрелки», заботливо организованные Австрией для борьбы с Россией, в надежде послать их в авангард войск, двинутых в Малороссию? Русское крестьянское население юго-восточной части Галичины хорошо помнит их кровавые насилия из-за национально-культурных убеждений: и тут виновники мучений и мучители выступают уже в одном партийном лице. Некуда правды девать. «Украинцы» сыграли постыдную, подлую роль в отношении карпато-русского народа».

Слово «украинцы» имеет здесь политический, а не культурно-этнографический смысл. Но от этого не менее болезненным остается факт участия (пассивного или активного, это другой вопрос) сына Ивана Франко Петра в этом ужасном злодеянии, когда виселицами могилами покрылась вся Галичина.

УСС — это своего рода ОУН-УПА времен Первой мировой. С нападением нацистов на Советский Союз в 1941 году многие «усусы» побегут записываться в ОУН-УПА и дивизию СС «Галичина».

Оттого на Франко и УСС всегда обращали внимание украинские президенты-националисты. «Оранжевый» Ющенко присвоил в 2005 году 7-й бомбардировочной бригаде имя П. Франко. «Евро-шоколадный» Порошенко приказал праздновать юбилей создания отрядов УСС на государственном уровне.

Вряд ли военнослужащие 7-й бригады догадываются о службе Франко в рядах сечевиков-коллаборационистов. Кстати, эта служба не помешала Франко-мл. быть депутатом Верховного Совета УССР в 1940 году Фигура его отца, автора «Каменярів» и других произведений, нужна была большевикам, как образец пролетарского писателя.

В 1941 году НКВД вспомнил о верной службе Петра Франко поработителю славянства — австрийскому императору. Так закончилась жизнь сына знаменитого украинского писателя Ивана Франко, которую кратко можно обозначить, как маршрут от политического украинства до сотрудничества с врагом.

Приводить подобные примеры можно долго. Поэт Евгений Маланюк так увлекся украинством, что закончил знакомством с Дмитро Донцовым, основоположником украинского интегрального национализма, который сложно отличить от национал-фашизма.

Писатель Юрий Клен любовь ко всему украинскому, как атнирусскому, гармонично совмещал со службой в вермахте в качестве переводчика (Ю. Клен был этническим немцем).

Племянник классика украинской литературы Леси Украинки Юрий Косач почему-то предпочел вернуться в Львов только после оккупации его гитлеровцами. Покойный Олесь Бузина в статье «Жертва матери. Малоизвестная Леся Украинка» описал подробно, какие националистические припадки посещали мать будущей писательницы. Родительница Леси Украинки буквально изводила семью своей русофобией и гипертрофированным украиноманством. Не удивительно, что Юрий Косач впитал часть этой политической истерии. Кстати, мать Леси Украинки приходилась сестрой Михаилу Драгоманову и теткой его дочери, давшей миру пронацистского министра Димитра Шишманова.

Говорят, позже Косач разочаровался в своих взглядах, и русофобии в нем стало поменьше. Жаль только, что еще слишком многие больны ею на Украине. Украинские националисты забыли, что, как писал поэт-фронтовик Дмитрий Ковалев, «нет вечных истин ничего новей, ни за чертой небытия, ни перед. Будь проклят тот из сыновей, кто не отцам, а лжи о них поверит».

Политическое украинство — это вера в ложь о своих отцах. От этой лжи до сочувствия нацизму — один шаг.