воскресенье, 5 Апреля, 2020

Подробно

Демонстрация съела монстрацию

Алексей Сидоренко
13.05.2015 - 19:00
Демонстрация съела монстрацию

Из электронных летописей будущего: "11 мая, отбыв 10 суток административного ареста, на свободу вышел один из отцов-основателей "Монстрации" начинающий новосибирский оппозиционный активист Артем Лоскутов" 

Новосибирский художник Артем Лоскутов угодил в изолятор временного содержания в аккурат на 1 мая, после организованной им "Монстрации". Его признали виновным по ч. 3 ст. 20.2 и по ч. 1 ст. 19.3 КОАПП - организация несанкционированного массового мероприятия и невыполнение требований сотрудников полиции.

Благодаря его героической десятидневной отсидке, новосибирская "Монстрация-2015" теперь может быть названа "скандальной". И даже "острополитической". В региональном масштабе, естественно.

Но эти "достижения" не прошли для реноме Артема Лоскутова  бесследно.10 дней в камере стали для него кипящим молоком из знаменитой сказки "Конек-Горбунок"  другого уроженца Новосибирска Петра Ершова. Решетчатая дверь закрылась за подающим надежды новосибирским художником, лауреатом государственного конкурса в области современного искусства "Инновация", а открылась, чтобы выпустить на волю мелкого провинциального оппозиционера. Лоскутов повторил сюжетную метаморфозу Ершова в обратном порядке: из доброго молодца превратился в Иванушку-дурочка.

Но самое главное в этой истории то, что произошло с самой "Монстрацией". Новосибирский абсурдистский феномен вызывал симпатию у огромного количества людей, независимо от их пристрастий, вкусов, политических взглядов и т.п. Теперь он мутировал вместе с самим Лоскутовым. Из милого Магвая акция  трансформировалась в отвратительного Гремлина. Этот феномен блогеры уже активно обсуждают на просторах российской ЖЖшечки.

"Монстрация" была мила российскому андерграунду, околохипстерской среде, молодежной аудитории в соцсетях, не говоря о философском и культурологическом сообществах. Рискну предположить, что любовь к "Монстрации" была, в частности, продиктована ее остроумным троллингом публичной политики как таковой. При этом Монстрация парадоксальным образом оставалась строго аполитичной. Не то что бы ее участники сознательно отказывались выразить свое отношение к субъектам дихотомии "власть / оппозиция". Им просто было откровенно и очень обаятельно наплевать на само существование этого разделения. Именно поэтому "Монстрация" вызывала искреннюю и бессильную улыбку, как у самого заскорузлого консерватора, так и у гиперрадикала не допускающего даже нотки иронии над общественными формами протеста. Ни одна из сторон политического противостояния не чувствовала симпатий или антипатий Монстрации к своему лагерю и отсюда рождалось ощущение искренности акции, чувствовалась ее принадлежность к сфере чистого искусства.

Но после "Монстрации-2015" мы можем лишь развести руками и выпить стопочку за упокой ее постмодернистской души. Лоскутов превратил Монстрацию в банальное политическое высказывание. Причем сугубо личное.

По классической логике оппозиционных активистов Лоскутов отказался проводить акцию в предложенном властями месте. Цель - спровоцировать правоохранительные органы на пресечение несанкционированной акции и задержание активистов. Если соблюсти это простое правило и без согласования выйти на акцию в центр города, то дальше все пойдет как по маслу: будут публикации в прессе, внимание политологов, обсуждение в оппозиционном коммьюнити, заметки о вторжении государства в сферу искусства и т.д. О том, что свои задержание и арест Лоскутов планировал и провоцировал сознательно, он откровенно заявит на суде, позже это подтвердит и его мать. Что ж, в политическом плане несанкционированная "Монстрация" с арестованным лидером стоит гораздо дороже, чем "Монстрация" без арестов и проведенная в согласованном месте. 

И все бы хорошо, успешная медийная акция, реакция общества, прессы, PR. Только одно "но". Это уже не искусство, это политика. Это уже не Монстрация, это рядовая... демонстрация. И скроена она с политической точки зрения так шаблонно, что все швы наружу: отказ от согласованного места, чтобы создать интригу "разгона", центральный лозунг "Господи прости!" - для того, чтобы спровоцировать аналогии с "Тангейзером", привоз шведской съемочной грцппы, чтобы показать "давление на современное искусство в России" западному зрителю, полное медийное сопровождение истории от "Тайга.инфо" для работы на российскую аудиторию. И, наконец, признание "узником совести" от Amnesty International и большое интервью "Дождю" по выходу из ИВС для того, чтобы явить российской и западной аудитории нового политического активиста.

Ну что ж, Артем, за политтехнологию - "3", а за искусство - "неуд". И Монстрацию жалко.

RIP


Источник

В Москве ввели режим всеобщей изоляции
Отдел информации
Местные жители пытаются спасти его от катастрофы
Павел Кухарев
США вышли на первое место по количеству инфицированных
Отдел информации
Воинствующие безбожники пошли на решительный штурм
Борис Джерелиевский
Отдел информации
Отдел информации
Поправки в закон о ЧС дают регионам и Правительству полную власть над населением
Отдел информации
Социальные пенсии проиндексировали на 6,1%
Отдел информации
В Сколково изобрели средство против коронавируса
Отдел информации
В Госдуму внесен законопроект о налоге на проценты по вкладам
Отдел информации
Вирус провоцирует силовые варианты решения проблем
Константин Щемелинин
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования