Матч азиатского коварства
Николай Севостьянов

Матч азиатского коварства

Столетие геноцида армян приковало внимание всей планеты к стране, о которой мир так долго пытался забыть, как и о том, что сделали с её народом. За воплями и слезами о холокосте ни у кого не оставалось ни времени, ни эмоций, чтобы вспомнить о том, что было до него. Об этом говорили лишь историки, а журналисты и политики предпочитали обходить это стороной.

А ведь армянский геноцид был куда страшнее холокоста. Ни один еврей не был убит на своей родной земле. Как бы то ни было, евреев убивали как иммигрантов и убивали там, откуда в течение сотен лет их просили убраться «по-хорошему». А вот армян вырезали там, где жили их предки еще две тысячи лет тому назад. И если евреи могли уехать на свою историческую родину, то армянам бежать было некуда. Слава Богу, что сегодня об этом вспомнили и заговорили те, кому не плевать на справедливость: Папа Римский, честные западные историки и …наш президент.

Вот только не всем это нравится. И совсем уж не нравится туркам. Стоило Владимиру Путину появиться в Ереване и назвать вещи своими именами, у Эрдогана тут же началась истерика. Сначала он высказался в духе «сам дурак», использовав коронную ложь про «геноцид», который вела сама Россия на Кавказе и в Средней Азии. Видимо, под геноцидом подразумевалось строительство школ, больниц и дорог, Эрдоган не уточнил.

Ну, а потом он перешел к тому, что сегодня удобнее всего. На этот раз турецкий премьер заявил, что Россия не вправе говорить о том, что было сто лет назад до того момента, как разберется со своими делами. А «дела», по мнению Эрдогана, в том, что «то, что происходит на Украине и в Крыму, очевидно». Хитрая формулировка с намеком, который должен понравиться Западу. И в этом вся сущность Турции.

А на фоне этой сущности, самое важное — правильно расставлять приоритеты. Сегодня Турция — наш партнер, но она продаст нас за минуту, если это будет ей выгодно. А то, что она вытворяла всю свою историю, то, чем она занималась в период афганской и чеченской войны, не оставляет сомнений в перспективах такой дружбы.

Но есть один неоспоримый плюс. Турки не прячут свою вражду. Куда важнее трезво смотреть на того, кто всегда называет тебя другом в глаза.

Ведь трагедия армянского геноцида — это одно, как и великий армянский народ с прекрасной и древней историей. А вот армянские политические элиты — это совсем другое. И слишком часто имена этих элит идут рука об рука со словосочетанием «Восточное партнерство». Об этом проекте мы знаем достаточно. Созданный Европейским Союзом, он должен объединить под контролем Брюсселя шесть постсоветских республик и создать огромный пояс западного влияния вдоль наших границ. Учитывая, что авторы идеи — поляки, а главная цель — формирование альтернативных путей энергетического снабжения Европы, вопросы излишни. И очень больно видеть среди участников столь явного антирусского проекта Армению.

Да, у политиков всегда свои интересы, и на мораль здесь надеяться глупо. Но хочется напомнить армянам лишь об одном эпизоде.

…Ванское сражение 1915 года, когда армяне пытались сдержать османский геноцид. Долго бороться против огромной турецкой армии не мог никто, и тогда Россия бросила все свои резервы в регионе, лишь бы спасти защитников восставшего города. И русские войска дошли и сняли осаду. В тот момент никто не думал о стратегических приоритетах. Армян вырезАли, а всё остальное было не важно.

Как не важно было и после, в период Карабахской войны. Как не важно сейчас, когда российские базы стоят на защите Армении и не позволят никому проливать армянскую кровь. Пока мы там, войны не будет. И мы не просим ничего взамен. Мы лишь хотим, чтобы нас не предавали. И если кто-то ставит стратегию выше исторической памяти, ему стоит хорошо подумать, что будет, если о стратегии задумается тот, кто защищал тебя всю свою историю.