Максим Купинов

Полякам в Литве не нравится быть "шарикасами"

Зоопарковый национализм, основной родовой признак прибалтийских «демократий», осложняет существование не только русских, живущих в этих странах, но и представителей других национальных меньшинств.

Так, поляки в Литве давно недовольны манерой литовских властей менять их имена и фамилии на литовский лад. Еще в конце  прошлого века появился печальный анекдот о Шарике, превратившемся в правильного литовского Шарикаса. Свои Иванаускасы и Соколаускасы появились и в польско-литовском варианте.

Даже экс-президент Литвы Валдас Адамкус заявил по этому поводу в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza: «Фамилия является сокровищем каждой семьи и должна быть неприкосновенной. На первой странице паспорта, фамилии записаны по-литовски, а на второй – в оригинальной версии, например польской».

Здесь надо вспомнить о том, что на территории Виленского края литовцы в качестве хозяев оказались по воле Иосифа Сталина осенью 1939 года. Тогда на территорию Польши вступили войска Германии, Словакии, Советского Союза и Литвы. Последней и был подарен Виленский край, население которого тогда главным образом состояло из поляков и евреев.

Заселение Вильно (Вильнюса) и окрестностей литовцами началось еще во время немецкой оккупации по мере ликвидации местными борцами с «тоталитаризмом и сталинизмом»  и немцами  многочисленного еврейского населения. Неподдельный энтузиазм, природное трудолюбие и готовность убивать самыми изощренными способами, бережливо экономя патроны, проявленные при этом литовцами по неведомой современной медицине  причине обеспечили им впоследствии глубокую симпатию русскоязычного толерантного либералитета. Ученые-психиатры должны когда-нибудь  сказать свое веское слово и решить эту великую научную загадку.

Второй этап литовского заселения Виленского края  начался после возвращения Советской власти и масштабной миграции поляков в Польшу. Этнический состав населения на его территории изменился до неузнаваемости. Попавшие в Вильно на молотовско-риббентроповских правах и штыках Красной Армии литовские хуторяне принялись ужасно гордиться «своим» городом и хамить приезжим из других регионов СССР, поскольку находились на подаренной им «своей» земле.

Но польская община, пусть и многократно уменьшившаяся, в Виленском крае все же сохранилась. «У власти бывают то консерваторы, то левые, однако отношение к польской общине не меняется», – жаловался во время конференции в Вильнюсе вице-мэр Вильнюсского района Ян Минцевич. Его поддержал и член центральной администрации Литовского союза поляков Тадеуш Анджеевский. По его словам, в решении проблем литовских поляков не хватает доброй воли. Но вряд ли поляки дождутся этой самой доброй воли и возможности увидеть свои фамилии, «сокровища каждой семьи» в документах в нелитовском варианте. Не такое сейчас время. Есть более насущные проблемы, которые надо решать власть имущим.

Например, в Сейме Литвы сегодня началась конференция на тему наследия и сохранения чеченского языка. Мероприятие организовала «группа по межпарламентскому сотрудничеству с Чеченской Республикой Ичкерия». Принять участие в дискуссии приглашены «иностранные гости, лингвисты и представители чеченской диаспоры». Таким образом, очевидно, литовские парламентарии отреагировали на вчерашний митинг пенсионеров. Когда более 2000 пожилых людей со всей Литвы собрались в Вильнюсе  на акцию протеста против сокращения пенсий. Митингующие  держали в руках плакаты «Хороший пенсионер – мертвый пенсионер», «Нам нужен кров, хлеб и лекарства» и скандировали: «Стыдно! Стыдно!».

Группа активистов приготовила для передачи премьер-министру Андрюсу Кубилюсу и лидеру фракции «Единая Литва» Лаймонтасу Динюсу намыленные веревки. Принявший петли парламентарий Пятрас Гражулис пообещал передать их по адресу в ближайшее время. Так пенсионеры отреагировали на принятый Сеймом закон, согласно которому со следующего года уменьшатся пенсии. А Сейм им на практике показал, какие проблемы для него являются первоочередными. Ну, не отвлекаться же на всякую ерунду, вроде стариков с их пенсиями или поляков с исковерканными фамилиями от первоочередных для литовских народных избранников ичкерийских проблем.