Федор Яковлев

Русский мир… без России

III-й Всемирный конгресс российских соотечественников в Москве 1-2декабря 20009 года, в котором приняли участие около 500 делегатов из 88 стран мира, может войти в историю отношений России со своими соотечественниками, как символическое событие, после которого ее дороги и соотечественников надолго разойдутся в разные стороны.

По оценке директора Института стран СНГ, 1-го зампреда Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ К. Затулина этим мероприятием «настоящее оскорбление нанесено самому делу, принципу и духу взаимодействия между Россией и ее соотечественниками за рубежом. Такое впечатление, что проводившие Конгресс сотрудники Министерства иностранных дел поставили себе целью доказать участникам, что соотечественники, как малые дети, ничего не понимают, не решают и не значат на том самом мероприятии, где им расточаются дежурные комплименты. И преуспели в этом». И действительно «преуспели», о чём свидетельствует молчание большинства делегатов об итогах работы конгресса. Как говорится, о покойнике либо хорошо, либо ничего.

И это не преувеличение, поскольку конгресс действительно похоронил многие надежды соотечественников и, в первую очередь, надежду быть услышанными своим Отечеством. Как заметил К. Затулин, «делегатам, чтобы «не поступаться принципами», не дали голосовать вообще» ни за один документ и ни по какому поводу. Правда, это не помешало МИДу разместить на своём сайте ряд документов конгресса, как… «утверждённые» делегатами конгресса. Это, в частности, относится и к т. н. Всемирному координационному совету (ВКС) российских соотечественников, проживающих за рубежом. По словам Затулина,  «Координационный совет – вроде бы верховный орган российских соотечественников, из числа соотечественников и ради них – кураторы предпочли «переформатировать» без посторонних, на следующий день после окончания конгресса».

Согласно п.3 положения о ВКС: «В состав Всемирного координационного совета (до 25 человек) входят представители от наиболее крупных страновых и региональных диаспор российских соотечественников, избираемые на страновых и региональных конференциях. На этих конференциях производится подтверждение или ротация данных членов ВКС. Наряду с ними ВКС может включать в свой состав руководителей ведущих международных организаций и объединений соотечественников, представителей зарубежных диаспор народов Российской Федерации, традиционных конфессий, а также, в личном качестве, отдельных выдающихся соотечественников. Они ежегодно подтверждаются или переизбираются решением Всемирного координационного совета на основании предложений заинтересованных организаций и структур». Если при этом учесть, что квота «избранных» и «назначенных» в положении никак не определена, то становится понятным, что ВКС по существу является не более чем выразителем интересов МИД, его единолично формирующим, но никак не соотечественников, которые к его избранию не имеют, практически, никакого отношения.

И хотя в п.1 того же положения записано, что «ВКС действует на основании положения, утвержденного Всемирным конгрессом соотечественников», в действительности на Конгрессе его делегатам это «положение» не только не раздавалось хотя бы для ознакомления, но даже не озвучивалось, и тем более не голосовалось. Об «авторитете» ВКС среди соотечественников при таких принципах его формирования говорить не приходится. Очень многие хорошо помнят, как в 1995 году члены ВКС избирались на I-м съезде соотечественников из стран СНГ.

Безусловно, прерогатива руководства РФ разбираться, почему, как выразился К. Затулин: «заместитель министра( Г. Карасин) грудью встал против внесения в итоговую резолюцию просьбы вернуть в российский закон «О гражданстве» упрощенный порядок его предоставления соотечественникам» или почему чиновники МИД «забурели настолько, чтобы затыкать рты и отшибать всякое желание участвовать в их сугубо ведомственной работе с диаспорой». Но ведь поневоле возникает далеко не риторический вопрос, поставленный тем же г-ном Затулиным: «Что можно добиться от соотечественников прилива родственных чувств, отказав им накануне конгресса в возможности без дополнительной волокиты получить российское гражданство?». И это на фоне наглядных примеров того, как относятся к своим соотечественникам другие государства. Например, в соответствии с принятым в 2007г. законом о «Карте поляка», согласно которому, кроме этнических поляков и их потомков, получить «карту» могут и те граждане других государств, близкие родственники которых до 1939 года были гражданами Польши, только на Украине этих карт выдано больше 1 млн., при том, что по данным переписи 2001 года на Украине проживает всего 144100 поляков (!).

Румыния в 2008г. приняла закон, в соответствии с которым выдаёт свои паспорта (!) лицам, проживавшим на территории Румынии в границах до 1940 года, и их потомкам. Для получения паспорта совсем необязательно знать румынский язык или историю, к заявлению достаточно приложить справку любого местного совета о том, что предки заявителя ранее проживали на территории «Великой Румынии», а срок рассмотрения заявлений установлен в пределах пяти месяцев. С учётом того, что румынский паспорт дает право безвизового перемещения по Евросоюзу, желающих получить румынское гражданство предостаточно, в том числе среди русских. Про Израиль, выдающий свои паспорта всем евреям, и так все знают.

Россия же снова упорно идёт «другим путём» и, по словам Затулина, «вместо законодательного снятия проблем в прямых отношениях соотечественника с Россией множатся посреднические структуры: в МИД появился департамент по работе с соотечественниками, а при МИД – Федеральное агентство по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом. Государство вложилось в создание одного фонда («Русский мир») и объявило о планах учредить другой (защиты прав соотечественников за рубежом). Все обрастают персоналом, планами, ведомственной гордостью и желанием инспектировать общины в дальнем зарубежье. Увы, это влияет на состояние диаспоры так же, как поверхностная рябь на толщу океана». И действительно, фонды, якобы, «содействующие соотечественникам», плодятся как на дрожжах, суммы на их содержание государством выделяются с каждым годом всё большие, но положение российских соотечественников в бывших республиках СССР становится всё хуже. Что сам же МИД не только не отрицает, но и активно использует для требований по увеличению финансирования. Хотя уже давно пора спросить у чиновников того же МИДа, куда и на что потрачены эти фантастические суммы. Кстати, финансовый отчёт пресловутого Фонда Сороса может получить для ознакомления любой желающий.

А ведь по заявлению того же Г. Карасина, за прошедшие «3 года на поддержку соотечественников за рубежом только государством был выделен почти 1 млрд. рублей». Кроме того, программы поддержки зарубежных соотечественников финансируют из региональных бюджетов ещё более 20-ти субъектов Федерации! Создаётся впечатление, что права соотечественников ухудшаются прямо пропорционально сумме средств, выделенных и потраченных на их защиту! Может широко озвученную российским руководством «борьбу с коррупцией» следует начать с внешнеполитического ведомства?

Такое пренебрежительное отношение к соотечественникам со стороны госструктур РФ выглядит довольно странно особенно на фоне повышенной активности западных спецслужб в работе с русской диаспорой. По заявлению редактора интернет-проекта «Анти-Оранж» О. Киевской, «доказательством проведения скоординированной долгосрочной операции Запада стала недавняя активность посольства США по поддержке на Украине правозащитных организаций, деятельность которых должна быть направлена на защиту прав русскоязычного населения. Именно так США инициируют на Украине поддержку русского языка и русских, для чего уже начали проведение собеседований на получение грантов с руководством русских организаций. Одновременно ЕС заявил о готовности финансировать ряд инфраструктурных и гуманитарных проектов в Крыму. Скорее всего, целью этих совместных маневров является создание из Украины «альтернативной России» - «русской цивилизации демократии, соблюдения прав человека, торжества общечеловеческих ценностей и свободы» в противовес «тиранической, азиатской и дикой» России. Именно таким образом планируется выращивание в России «пятой колонны», которая, видя перед собой пример «другой России», и должна справиться с задачей разрушения Российской Федерации».

Ещё более конкретно по этому поводу выразился наш обозреватель Павел Воскобойников: «как подчеркивают эксперты, для выполнения плана «Альтернативная Россия» подготовлены все компоненты: проводится финансирование, найдены агенты влияния, фактически сформирован костяк оппозиционной боевой структуры и подготовлен медиаресурс». А совсем недавно в Брюсселе состоялась презентация книги с многозначительным названием «Шанс выжить». Фактически, она представляет собой исследование, в котором дан обстоятельный, на 260 страницах, анализ положения русских в Прибалтике, в котором Европа признала, что русские в Прибалтике, например, не имеют права даже на русское имя. Заказчиком исследования выступил Парижский институт демократии и сотрудничества. Надо ли объяснять прозрачность «намёка» российским соотечественникам о том, в сотрудничестве с кем они имеют «шанс выжить» в условиях дискриминации? Кстати, аналогичного исследования не сделал за последние 20 лет ни один из многочисленных российских фондов.

Неужели непонятно, что чиновники российского МИД в своём неуёмном стремлении «затыкать рты и отшибать всякое желание участвовать в их сугубо ведомственной работе с диаспорой» у зарубежных соотечественников фактически способствуют проведению антироссийской деятельности среди российских соотечественников? Создаётся такое впечатление, что СВР и ФСБ либо не участвуют в добывании внешнеполитической информации, либо к их мнению в этом вопросе не прислушиваются. Допускать, что они работают «в согласии» с МИД как-то не хочется.

То, что США на Украине «уже начали проведение собеседований на получение грантов с руководством русских организаций», известно. Шила в мешке не утаишь. Но ведь официально объявил о своей беседе с атташе по правам человека Посольства США на Украине госпожой Кристой Пэрозо только председатель «Русской общины Украины» Константин Шуров!

Безусловно, американцы серьёзно подходят к любому вопросу и общались по этому поводу только с теми руководителями организаций российских соотечественников, которые располагают реальным влиянием на Украине. «Русская община Украины» проводит десятки мероприятий, имеет свой хорошо посещаемый информационно-аналитический портал, дважды в месяц рассылает в несколько тысяч адресов свои  информационные бюллетени. Её председатель К. Шуров регулярно присутствует в информационном пространстве, как России, так и Украины со статьями и интервью, является постоянным участником заседаний Центра социально-консервативной политики, член Президиума Антифашистского комитета Украины, вместе с А. Громыко, А. Дугиным, С. Кара-Мурзой входит в экспертный совет международного аналитического журнала «Геополитика» и т.п. Его заявление означает, что с американцы с ним не «договорились». А что же остальные руководители? Либо они не представляют интереса в следствие своей малозначимости, и с ними американцы не «беседовали», либо… Во всяком случае, в пожарном порядке созданное в прошлом году правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина» также в спешном порядке подписало договора о сотрудничестве и партнерстве в сфере защиты прав на родной язык и культуру на Украине с Межрегиональным Объединением «Румынская Община Украины» и Демократическим союзом венгров Украины. После такой чётко выраженной «европейской ориентации» руководитель движения депутат Верховной рады Украины В. Колесниченко получил доступ к трибуне Европарламента, с которой слёзно упрашивал Европу снизойти до бедственного положения с правами русских на Украине. И откуда такое внимание со стороны Европы к организации с трёхмесячной «историей», которая, по сути дела, пока ещё вообще никого не представляет? Комментарии излишни.
Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация в работе с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, требует адекватного и незамедлительного реагирования со стороны ответственных государственных структур РФ. Но в это время они продолжают тешить своё самолюбие статьями с многозначительными названиями, типа «Русский мир без поддержки России может и исчезнуть». Не исчезнет. Просто будет существовать независимо от России. Русский язык, русская литература, живопись и музыка уже давно не являются собственностью исключительно России. Это достояние мировой цивилизации. И, как любое достояние мировой цивилизации, их будут защищать и приумножать те, кому они по настоящему дороги вне страны проживания и национальности. Причём по духу, а не по должности.

Самым наглядным примером в этом плане является деятельность Всемирного конгресса русскоязычного еврейства. Так, русский язык стал одним из официальных языков в Нью-Йорке, а в прошлом году в этом городе во время выборов мэра заговорил на русском языке и сам мэр. В этом городе с почти 9-миллионным населением проживают примерно 320 тыс. человек, родившихся в России, а в общей сложности около миллиона русскоговорящих, причём, умеющих бороться за своё право быть русскоязычными и без помощи российского МИДа. И это на фоне тотального запрета на русский язык на постсоветском пространстве, на защиту которого МИД потратил за последние три года «почти 1 млрд. рублей»! Что вынужден был констатировать исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев, выступая в декабре прошлого года в Москве на Форуме европейских и азиатских медиа: «Не может не вызывать озабоченность существенное уменьшение сферы использования русского языка в СНГ».

Исполнительный директор фонда «Русский мир» В. Никонов, принимавший участие в работе конгресса, рассказал о просто катастрофическом сокращении распространения русского языка. Так, если число людей, говорящих по-русски, в конце 80-х годов XX века составляло более 350 млн. человек, то сейчас, от 330 до 270. Зато согласно оценке МИДа, в этой сфере всё обстоит просто прекрасно. По словам заместителя министра иностранных дел РФ А. Яковенко, «мы в наших посольствах отмечаем интерес к русскому языку, этот интерес постоянно повышается. По степени распространения русский язык находится на пятом месте в мире, является родным для 160 млн. человек, более 300 млн. его понимают».

Не «замечает» российский МИД и того, что в большинстве школьных учебниках стран СНГ, не говоря уже о Грузии и Прибалтике, Россия показана, как колониальная империя и источник бедствий, а присоединение к ней оценивается как утрата самостоятельности. СССР в этих учебниках называют таким же виновником Второй мировой войны, как гитлеровскую Германию. Поэтому, наверное, не случайно, что лучше всего обстоят дела с реализацией прав соотечественников именно там, где российский МИД не имеет к этому вопросу никакого отношения. Например, мероприятия Координационного совета объединенных организаций российских соотечественников в Нидерландах (праздники России (!?), семинары преподавателей русского языка и т.д.) стабильно финансируют Роттердамский муниципалитет, голландские государственные и негосударственные фонды, фонды Евросоюза. И таких примеров десятки.

Случайно или нет, но именно после принятия ЕС инвестиционного плана мероприятий «Совместная инициатива сотрудничества в Крыму», по которому регион в нынешнем году должен получить около 12 млн. евро, решили объединиться в «Русское единство» русские организации Крыма, решительно порвав отношения с Партией регионов, которая является партнёром «Единой России». Видимо, не случайно один из организаторов «Русского единства», председатель «Русской общины Крыма» С. Цеков является «по совместительству» одним из организаторов и членом совета уже упоминавшейся «Русскоязычной Украины», пользующейся особым расположением Европарламента.

А политсовет Крымской республиканской организации украинской партии «Русский блок» предложил стать для этого объединения базовой партийной структурой по выдвижению кандидатов на выборы в Верховный Совет Крыма и органы местного самоуправления, реализуя тезис своего лидера А. Свистунова, высказанный им своим однопартийцам на съезде, состоявшемся в конце прошлого года: «Не ожидайте, что Россия нам поможет. Не поможет. Они любят сильных. С вами будут иметь дело, когда вы придете во власть». А как будут разговаривать политики, пришедшие к власти не только без помощи, но и вопреки желанию России, наверное, понятно и без объяснений. Достаточно отметить, что уже через два месяца после заявления о создании «Русского единства» за него уже были готовы проголосовать более 30% крымчан! А что остаётся делать крымчанам на фоне резкого сокращения российского присутствия в Крыму, что способствует его ползучей украинизации и фашизации? Искать выход в самостоятельном отстаивании своих прав на русский язык, каноническое православие и правдивую историю своего Отечества. Именно эти вопросы являются первостепенными для любого русского, проживающего за рубежом. Если, в отстаивании этих насущных прав российским соотечественникам не хочет помогать Россия, они будут вынуждены принять эту помощь (и уже её принимают! ) с другой стороны. Особенно в условиях, когда Россия в достаточно грубой форме отказывается от своих соотечественников.

В первую очередь, это касается поправок к закону РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», согласно которым из него исключено даже упоминание о возможности выдачи государственного свидетельства соотечественника. Фактически это означает отказ российского государства от предоставления своим соотечественникам вообще каких-либо прав, даже не требующих материальных затрат со стороны РФ. Например, безвизового въезда в Россию, пребывания на ее территории без ограничения времени, получения в российских архивах справок, подтверждающих происхождение своих предков, упрощённого оформления гражданства РФ и других. И это при том, что во время выступления на конгрессе Д. Медведев, обращаясь к соотечественникам, заявил: «Нам очень нужен и ваш интеллектуальный, и ваш профессиональный потенциал. Конечно, нужны и идеи, и предложения, которые учитывают опыт других стран – опыт стран, в которых вы сегодня живёте». И как на этот призыв при таком отношении должны реагировать соотечественники?

Отчаянную попытку спасти лицо России перед соотечественниками принял всё тот же К. Затулин, который буквально накануне начала работы конгресса, 30 ноября прошлого года внес в Госдуму законопроект о поправках к принятому в 1999г. Федеральному закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в котором учтены изменения, отвергнутые в июле с.г. Правительственной комиссией, включая вопрос о свидетельстве соотечественника государственного образца. Законопроект в настоящее время поступил на рассмотрение в соответствующие комитеты Госдумы и Совета Федерации. Исторический шанс сохранения отношений с соотечественниками у российских законодателей ещё есть, а история непременно запомнит имена тех, кто, либо окончательно оттолкнёт соотечественников от России, либо законодательно закрепит их статус, позволяющий гордо носить звание российского соотечественника и активно участвовать в строительстве новой России в полном соответствии с призывами Президента РФ.