Удавка Федорова для газет
Владимир Сухомлин

Удавка Федорова для газет

Депутатами Госдумы РФ Е.Федоровым и А.Романовым, представляющими Партию «Единая Россия», разработан и внесен на рассмотрение законопроект «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации (в части введения института саморегулирования)», с которым можно ознакомиться на сайте ГД РФ. По существу предлагаемый закон предполагает полномасштабную реформу всего пространства СМИ, его принудительное реструктурирование на основе введения системы надорганизаций, называемых авторами саморегулируемыми организациями средств массовой информации (СРО СМИ), которые, в свою очередь, могут быть объединены в национальное объединение саморегулируемых организаций средств. Предлагаемый закон предписывает всем редакциям СМИ, то есть, и самим организациям-СМИ, обязательное вхождение в одно из таких СРО на правах членов, естественно с уплатой членских взносов. Иными словами, СРО будут существовать на средства, собранные с их членов. В задачи СРО входит разработка комплекта обязательных для выполнения всеми членами СРО нормативных документов, включая: - стандарты деятельности - стандарты и правила, регламентирующие определение предмета деятельности всех видов СМИ (периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)), а также условий ее осуществления, сферы применения стандартов саморегулируемой организации, общие требования к деятельности редакции СМИ и редакционной политике; - кодекс этики СРО СМИ; - положения об органах управления и о специализированных органах СРО, устанавливающие статус таких органов и порядок формирования, а также порядок осуществления такими органами деятельности и принятия ими решений; - положение о порядке осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов и стандартов, нормативных правовых актов, а также стандартов деятельности; - положение о порядке применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО, устанавливающее меры дисциплинарного воздействия, основания для применения таких мер и процедуру рассмотрения дел о применении таких мер; - положение о членстве в СРО, устанавливающее требования к членам СРО, порядок вступления в члены СРО и прекращения членства в СРО, права и обязанности членов СРО, а также размер членских взносов и порядок их уплаты и пр. Когда читаешь этот документ, возникает множество вопросов. Например, как это возможно, чтобы в высший законодательный орган страны выносился кулуарно подготовленный законопроект, направленный на реформу важнейшей социальной подсистемы (СМИ) без широкого обсуждения в обществе и в профессиональном среде? Без анализа результатов исследований этого вопроса, без обоснования необходимости такой реформы, без проведения соответствующих экспериментов? Разве нас не научили все предыдущие реформы, например, в экономике, армии, науке, образовании, медицине, правоохранительной системе, проваленные с большими издержками для страны? Кратно отмечу очевидные перлы этого законопроекта. Во-первых, из его текста следует обязательность членства каждого СМИ в одном из СРО СМИ, что противоречит Статье 19 Конституции РФ о гарантии свободы массовой информации, в частности, свободы выбора для СМИ организационной формы деятельности, принципов/стандартов функционирования и управления своей деятельностью, условий деятельности, обеспечивающих ее независимость от внешних структур. Во-вторых, обязательность членства СМИ в СРО СМИ очевидно ведет к навязыванию СМИ и их редакциям значительного объема обязательств, включая необходимость: - приведения в соответствие своей деятельности к неизвестно каким и кем разработанным стандартам деятельности, - дополнительных материальных затрат СМИ на поддержание статуса члена СРО (что просто может трактоваться как чистой воды вымогательство), - систематической отчетности перед вышестоящей организции значительным объемом документации. Очевидно, что эти обязательства могут оказаться непосильной ношей для многих СМИ, особенно сетевых и местных СМИ. Обязательность членства СМИ в СРО СМИ может также рассматриваться как нарушение прав владельцев СМИ и, в частности, владельцев интернет-СМИ, которые вряд ли желали бы включение их собственности, в том числе интеллектуальной собственности, в вышестоящие организационные структуры с нормирующими, контролирующими и карательными функциями. Это может рассматриваться как посягательство на интеллектуальную собственность. Да, и вообще, обязательность членства СМИ в СРО СМИ — это по существу признание неработоспособности российского законодательства в области СМИ, а также неэффективности работы РОСКОМНАДЗОРа, что в официальных источниках не обсуждалось. Далее. Представленный законопроект, предлагающий систему СРО для организации и контроля пространства СМИ, совсем не рассматривает особенностей деятельности отраслевых и научных СМИ. В частности, он не отвечает на следующие вопросы: зачем редакциям научных или отраслевых журналов, и так с трудом влачащих свое существование, кормить искусственные организационные нагромождения и обременять себя ненужной отчетностью и контролем со стороны самой настоящей некомпетентности? Кто сможет разработать тысячи стандартов деятельности для узко специализированных отраслевых и научных СМИ?Является ли стандарт узко специализированной деятельности вообще стандартом, если он отражает деятельность редакции только одного журнала (стандарты имеют смыл только при массовом производстве) и т.п.? В данном законопроекте не учтены особенности научных СМИ нового поколения, функционирующих на основе открытых сетевых технологий и организованных на принципах консорциумной деятельности и краудсорсинга, самоорганизации в электронной среде по типу технологий публичных знаний. Такие технологии позволяют оперативно создавать специализированные научные журналы и тематические конференции с виртуальными редакциями на прорывных направлениях науки и технологий, в которых публикации работ осуществляются в общедоступной среде при достижении заданного уровня консенсуса в профессиональном сообществе или в среде ролевых экспертов-волонтеров. Каким образом виртуальные редакции таких сетевых журналов в случае их регистрации как СМИ, будут включаться в СРО? Кто будет платить за их членство, если они виртуальные, безбюджетные, функционирующие на основе открытых технологий и волонтерстве? На эти и многие другие вопросы законопроект не отвечает. Конечно, виртуальные редакции можно было бы не оформлять как СМИ, но по сути они являются таковыми для конкретных областей деятельности. К тому же, если конкретный сетевой журнал достиг уровня признания, заслуживающего включения журнала в список ВАК, то для получения соответствующего статуса требуется регистрация журнала в качестве СМИ. Однако такой журнал, как отмечалось выше, обладает виртуальной редакцией. И что с ней делать? Ответа на данный вопрос в законопроекте, увы, нет. Данный законопроект по существу направлен на выдавливание таких перспективных форм массовой информации с наукоемким содержанием из национального информационного пространства. В целом законопроект не проявляет признаков демократического характера, возводит в новую степень уровень бюрократизации отрасли массовой информации. Более того, он не стимулирует совершенствование соответствующей законодательной базы в сфере массовой информации и, скорее всего, будет воспринят в штыки журналистским профессиональным сообществом, за исключением, быть может, амбициозных владельцев "газет и пароходов", прорвавшихся к четвёртой власти. Немаловажно учитывать и социальную оценку предлагаемых нововведений (а по сути реформы СМИ), которые могут расцениваться как ущемление демократических свобод (например, как смирительная рубашка для СМИ в преддверии очередной избирательной кампании), что отрицательно скажется на авторитете власти и руководства страны. На самом деле механизм саморегулируемых организаций давно существует — например, в журналистике это Всемирная газетная и новостная ассоциация (World Association of Newspapers and News Publishers, or WAN-IFRA). Она также, как и рассмотренные выше СРО, основана на членстве, но на членстве добровольном. А вектор ее деятельности направлен на обучение работников СМИ, проведение конференций, семинаров и исследовательских работ, профессиональной газетно-новостной деятельности, выработки рекомендации по стратегическим вопросом управления СМИ, вопросам редакционной политики и практики, внедрения контроля и повышения качества в производственных процессах, разработки экономических моделей во взаимоотношениях и рекламодателями и аудиторией, распространителями продукции и многое другое. Повторюсь, это объединение добровольное, а вырабатываемые им документы носят рекомендательный характер. Ассоциация производит рекомендации, а не нормативные документы и стандарты, обязательные для исполнения членами организации. Российский же чиновник, осознавший собственное величие и безнаказанность за содеянное, любую даже самую хорошую идею стремится превратить в орудие понукания сограждан с видами на коррупционную перспективу. Кстати, организация, подобная Всемирной газетной и новостной ассоциации, в России есть, причем, признанная абсолютным большинством профессионального сообщества и зарубежными организациями СМИ. Это — Союз журналистов России (СЖР). И самое правильное, что надо было бы делать — это не мешать ему работать, способствовать его развитию и укреплению. Владимир Сухомлин, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член Союза Журналистов России