Фитиль не потушили, он тлел
Отдел информации

Фитиль не потушили, он тлел

На днях в Донецке состоялась презентация спецвыпуска журнала «Новая земля» –– печатного издания филиала Изборского клуба в Новороссии. Редактор журнала Артем Ольхин и донецкий журналист Александр Дмитриевский, являющийся автором идеи публикации, вынесли на суд общественности сборник документов, посвященный территориальному конфликту 20-х годов прошлого столетия, между тогдашней РСФСР и УССР о территориальной принадлежности земель Донбасса.

Автором данного сборника документов является ветеран Вооруженных Сил России, полковник в отставке Юрий Галкин. Работая в различных архивах, Галкин увлекся историей. Занимаясь изучением гражданской войны в области Войска Донского, а именно повстанческим движением 1920-1921 гг., ему начали попадаться документы о территориальном конфликте, согласно которым в 1920 году решением ЦК партии, часть земель территории Войска Донского была передана в состав УССР, и нынешние территории Донецкой и Луганской областей в значительной мере повторяют очертания этих отторгнутых областей. Из этого можно сделать вывод, что нынешняя война на Донбассе, является следствием возникших тогда противоречий.


Согласно этим документам, в1920 году ЦК компартии приняло решения о формировании Донецкой губернии в составе УССР с центром в Луганске. В нее без всякого согласования с местным населением включили часть территории Екатеринославской губернии, небольшую часть территории Харьковской губернии и часть районов, изъятых из состава войска Донского.

Основной конфликт развернулся весной 1920 года и в некоторых районах обстановка накалилась практически до вооруженного противостояния. Например, в Таганроге, местная власть напрочь отказалась подчиняться распоряжению о вхождении в состав Украины. В результате, из Харькова — на то время столицы УССР — поступил приказ войскам Красной Армии идти на подавление жителей Таганрога. Кровавой развязки удалось избежать буквально за несколько часов прямым вмешательством руководства ЦК, своей телеграммой отозвавшего войска и призвавшего подчиниться распоряжению правительства.

После сглаживания острых моментов противостояния началось длительное урегулирование противостояния в кабинетах ЦК партии. Партийное руководство на отторгнутых территориях продолжало резко выступать против вхождения в созданное искусственное территориально-административное образование УССР, саботируя решения ЦК партии. В результате начались чистки в рядах партийной номенклатуры на местах, закончившиеся в 1925 году обновлением партийного руководства на проукраински ориентированных, что и явилось отправной точкой фактического закрепления отчужденных территорий в составе УССР.

Политика насильственной украинизации и подавления русской идентичности проводилась руководством ЦК компартии УССР, состоящим к тому времени из националистически настроенных чиновников, многие из которых были вчерашними петлюровцами, пригодившимися новой власти именно в качестве национально-сознательного элемента.

Местное население, в основном говорившее по-русски или на малороссийском наречии, в штыки восприняло навязываемый ему мертвый в то время, искусственно созданный полонизированный суржик под названием «ридна мова».

Также недовольно было крестьянство. В РСФСР крестьян кредитовали зерном на посевную, а на Украине этого не было, и эта разность в социальной политике  республик естественно вызывала негодование сельских жителей с призывами возврата в состав России.

Территориальный конфликт разрешился в 1924 году, а год спустя прошло размежевание территорий. Было принято решение о возврате части отторгнутых территорий: городов Таганрог, Шахты, Миллерово, Каменск-Шахтинский в состав РСФСР, остальные территории остались в составе Украины.

Руководство УССР приняло решение о ликвидации Донецкой губернии. На территории Донецкой губернии были созданы три округа, и в 1939 году были окончательно оформлены территории современных Донецкой и Луганской областей.

Но сам конфликт на этом не закончился. Жители районов, насильственно оставленных в составе Украины, писали коллективные письма в Москву, с просьбой о возвращении в состав РСФСР вплоть до начала Великой Отечественной войны. Последнее письмо такого рода ушло из Амвросиевки в Кремль в середине августа 1941 года.

Идея единого Донбасса в какой-то мере возобладала уже после войны в виде Донецко-Приднепровского экономического района.

Конфликт по сути был подавлен волевым административным решением ЦК, но противоречия не были разрешены. Фитиль не потушили, он лишь тлел. Эта недальновидная политика партийного руководства СССР и явилась миной замедленного действия, взорвавшейся недавно на Донбассе.