Удар по русским святыням
Владислав Гулевич

Удар по русским святыням

Открыт вопрос: с кем украинская православная церковь сегодня? Под нею разумеем не раскольников из Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), у которых православие только в названии, а каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), вернее, основную массу ее рядовых священников и священников среднего звена. Итак, на чьей стороне симпатии УПЦ МП, не в общечеловеческом, а духовном смысле? Духовная миссия церкви — удерживать паству от зла, направлять ее к добру. Церковь обладает способностью различения добра и зла, умением проложить между ними четкую недвусмысленную границу. Но относительно бойни на Донбассе позиция УПЦ МП невнятна. Ее голоса не слышно, ее пастырей не видно. Из ее уст звучат не конкретные мнения, а затушеванная двусмыслица. УПЦ МП вроде как за мир, но бодро отчитывается в прессе о благословении и напутствии в зону АТО очередного отряда ВСУ. На что благословляет их церковь, на что напутствует? О том, что проливать кровь единоверцев в угоду политикам-космополитам — это грех? Вряд ли. До сих пор антивоенные высказывания в таком духе позволили себе лишь немногие священники. Например, отец Лонгин, отец 400 усыновленных детей. Известному телевизионному проповеднику отцу Андрею (Ткачеву), и не только ему, пришлось и вовсе покинуть Украину. Остальные предпочли позицию эскапистов, скрывшись за туманом богословской софистики о том, что каждое чадо церкви дорого ей одинаково, и каждый может получить от нее порцию духовной любви. Но имеет ли место любовь, как величина духовная, в том, что Киев делает с собственным народом на Донбассе? И не уместны ли здесь слова Писания: кто соблазнит малых…, и т.д.? Что есть благословение в зону АТО для украинского военнослужащего? Духовный соблазн, потому что создает иллюзию праведности совершаемого поступка. Это же создает атмосферу примиренчества с человеконенавистнической идеологией украинского национализма. Во Христе нет «ни иудея, ни эллина». В украинском национализме есть и иудей, и лях, и москаль. Разгульный национализм не может быть православным, потому что православие – это всеобъемлющая любовь, а где место для такой любви в украинском национализме? Там есть только всеобъемлющая вражда. Национализм без внешнего врага существовать не может. Нет врага – нет смысла в национализме. Национализм обречен на выискивание врагов и на их искусственное создание. Национализм есть вражда. Православие есть любовь. Между ними нет общего. Сегодня украинские национал-батальоны входят в структуру МВД и МО. В украинской армии тот, кто не националист, вынужден воевать плечом к плечу с националистами. Значит, они воюют ради достижения какой-то общей цели. Если она у них обща и едина, значит, вольно или невольно, они все превращаются в националистов, и мирятся с националистической идеологией. У УПЦ МП, в этом случае, еще и общая цель с расстригой Филаретом, сеющим семена раздора в украинском обществе. УПЦ МП – каноническая церковь. Филарет – атаман раскольнической УПЦ КП. Раньше УПЦ МП не признавала Филарета. Теперь же они находятся по одну сторону баррикад. Вот такие нравственные метаморфозы! Благословлять солдат на гражданскую бойню – значит, давать индульгенцию националистической вражде, и разделять народ на «москалей» и не «москалей», точно в соответствии с украинскими национал-теориями. Церковь обязана осуществлять воспитательную функцию, но в чем она состоит в данном случае? Что воспитывает церковь в украинском солдате, находясь в соглашательской позиции по отношению к нелегитимным властям? Украину покидают преследуемые священники. Церковь стыдливо молчит. Притесняются верующие православных приходов на Западной Украине. Церковь молчит. Прозвучали только несколько скупых заявлений и просьб к президенту Порошенко, не более того. Украинская артиллерия обстреливает храмы на Донбассе, убивая прихожан и пастырей, церковь молчит, словно отреклась от них. Русская Православная Церковь шлет гумконвои для голодающего Донбасса. УПЦ МП равнодушно взирает на страдания народа. В России в храмах ежевоскресно молятся о мире на Украине. Молится ли украинская церковь о мире в России? Похоже, украинское священничество не выдержало испытания временем. Многие предпочли пойти на мировую с властями, не пройдя в «игольное ушко». Частично ситуация напоминает положение церкви в советскую эпоху. Но тогда уже самим фактом своего духовного служения церковь, по умолчанию, боролась с советским атеизмом. Не нужно было пламенных речей против атеизма. Открытые врата храмов и так демонстрировали присутствие Бога на земле своим зияющим молчанием. Теперь на Украине храмы не закрывают, атеизм не насаждают, зато безбожно искажает учение Христа, смыкая его с националистической идеологией. Бога – нет, говорили в СССР, и это была ложь. Бог есть, говорят в Киеве, и он с нами, украинскими националистами. И это ложь только во второй части, первая же часть – истинна. Полу-ложь и полуправду гораздо сложней отличить от лжи и правды. Всей стране навязывают бандеровский лозунг «Слава Украине!», и лишь немногие из украинских священников удосужились напутствовать паству, что слава православной Украине. «Слава Украине!» - лозунг, зародившийся в униатской среде. Там же он получил свое современное политическое наполнение. Тихо соглашаясь с ним, церковь тихо соглашается со всем тем, что он несет, и что в нем заключается. Позиции церкви и национализма совпадают? Но там, где национализм, церковь может, и должна появиться только с воспитательной миссией, как «на собрании нечестивых». Церковь взыскует Царства Божьего на земле. На это направлена вся ее деятельность. Если УПЦ МП ведет себя так, как ведет, неужели бойня на Донбассе ведет к нему? И сколько еще надо смертей, чтобы оно настало?