Гривна: преддверие краха
Виктор Пастушенко

Гривна: преддверие краха

В эти дни на новостные ленты информагентств поступило 2 важных сообщения. Первое — Нацбанк Украины отказывается от индикативного курса гривны по отношению к другим валютам: курс отныне будет только рыночным. Второе — Банк ДНР разрешил на территории республики свободное обращение наравне с гривной также рубля, евро, доллара США, японской йены и ряда других основных мировых валют.

Остановимся на решении украинских банкиров. Индикативный курс — это административная мера регулирования финансового рынка: сколько назначил главный банк страны — столько и будет в пределах коридора колебаний и обменной маржи. Любое отступление от требований — как минимум, штраф для нарушителя, а как максимум, — изгнание с площадок валютных торгов.

Для поддержания индикативного курса нужны запасы иностранной валюты: благодаря им главный банк того или иного государства регулирует спрос и предложение на валютном рынке. Украинская казна пустая: кроме обесценивающейся гривны и слаболиквидных облигаций в «кошельке» Незалежной практически ничего нет, а от золота и валюты остались жалкие копейки.

Регулировать украинский валютный рынок нечем: всё, что было можно бросить на биржевые интервенции — растрачено. Административно сдерживать курс тоже «череповато»: притока валюты не будет, так как невыгодно отдавать её государству за бесценок. Остаётся только одно: отпустить гривну в свободное плавание. Думаю, не стоит объяснять, что значит отойти насквозь проржавевшему пароходу от спасительного пирса...

Введение рыночного курса гривны назначено на четверг 5 февраля, поэтому весьма вероятно, что он для украинского финансового рынка станет «чёрным». Как, впрочем, и любой последующий день: ситуация в любой момент может выйти из-под контроля.

Поэтому неслучайно финансисты ДНР приняли решение о разрешении свободного хождения в республике иностранной валюты. Начнём с того, что время введения собственной денежной единицы в Новороссии не настало: для этого надо как минимум выйти на границы бывших Донецкой и Луганской областей с прочным удержанием территории под своим контролем.

Тем не менее, этот шаг позволит застраховать финансовую систему молодых самоопределившихся государств от жёсткой турбулентности украинского финансового рынка, так как не будет привязки к обесценивающейся гривне. Во-вторых, это призвано заполнить набирающую размеры пустоту наличного оборота: существующая денежная масса в ДНР и ЛНР постоянно «вымывается» на другую сторону линии фронта. Ещё это позволит постепенно вытеснить гривну: по законам экономики более слабая денежная единица рано или поздно   заменяется более сильной.

Войдёт ли Новороссия в единую с Россией рублёвую зону, или введёт собственную валюту — покажет время. Важно, чтобы этот процесс был естественным, а не насаждаемым сверху.

Что же касается гривны, то её дела плохи: спасать обваливающиеся украинские финансы никто не будет. А подтолкнуть извне — могут, причём те, куда так стремился Киев.