Стамбул слезам не верит
Виктор Бархатов

Стамбул слезам не верит

Отец Дорофей (Дбар) торжественно провозглашает: «Нас ничто не остановит». Он как-то еще раньше говорил: «Остановить меня можно, только убив или посадив в тюрьму». Мне кажется, он сознательно программирует себя на «героизм», а потому перестает понимать, что он никуда не идет. Того пути, на котором его «ничто не остановит», попросту не существует. Этот горько плачевный тупик. О. Дорофей не хочет понимать простых до банальности вещей. Ни одна православная страна, кроме России, не признала Абхазское государство и не признает в обозримом будущем. Между тем, признание автокефалии Абхазской Православной Церкви – это способ укрепления Абхазского государства, из этого ведь и исходят все абхазы даже не церковные, требуя автокефалии. Как же может быть, чтобы православные страны не признавая Абхазское государство, вдруг решили ему помочь окрепнуть и признали бы автокефалию Абхазской Православной Церкви? Это невозможно в принципе. Неужели кто-то думает, что церковные иерархи православных стран пойдут против собственных правительств ради блага абхазского православия? Мы можем сколько угодно причитать по поводу того, что православные иерархи пляшут под дудку собственных правительств, но так было, так есть и так будет. Границы поместных церквей, как правило, соответствуют границам государств. Церковная политика не может быть перпендикулярна политике государства. В Абхазии разве иначе? Если абхазы за суверенитет, то они одновременно и за автокефалию. Одно вытекает из другого. А если страны НАТО против абхазского суверенитета? Отсюда с той же неотвратимостью вытекает, что они против абхазской автокефалии. Надеяться, что натовский Стамбул признает абхазскую церковь – это даже не наивность, это полная неадекватность, абсолютное нежелание считаться с реальностью. Между тем, отец Дорофей продолжает все надежды возлагать на Всеправославный собор, который состоится через 2 года и говорит: «Наша задача в том, чтобы абхазская церковная проблема была включена в повестку дня. Это будет сложно сделать». Понимает ведь отче, что даже только включить этот вопрос в повестку дня будет очень сложно. А добиться положительного результата? Невозможно в принципе. Неужели вы думаете, на соборе кого-то тронут беды абхазского православия? Если уж Москва слезам не верит, то уж Стамбул тем более. Ну, посочувствуют, ну покивают головами, а потом разведут руками и скажут: «Но мы не можем нарушать каноны». А по канонам, если кто забыл, даровать Абхазской церкви автокефалию может только Грузинская церковь. Думаю, не надо объяснять, что Грузинская церковь на это никогда не пойдет. Так что участники собора, которые будут поддерживать государственную политику своих стран, получат прекрасное оправдание – верность канонам. Знаете, когда у Абхазской церкви появится шанс на признание со стороны Константинополя? Когда Абхазия заявит о своем желании вступить в НАТО. Когда-то отец Дорофей заявил: «Москва 20 лет водила нас за нос». И вот его уже три года водит за нос Константинополь. Вы думаете, почему патриарх Варфоломей принял делегацию СМА? Только потому, что воспринял эту делегацию как антироссийскую. Представители СМА могли сколько угодно говорить: «Мы не против России», но для Варфоломея было важно только одно: «Эти люди разочаровались в Московской патриархии, поэтому пришли ко мне». А потом Варфоломей не сделал даже маленького пустячка, который пошел бы на пользу абхазскому православию. Его логика понятна: хоть СМА и дистанцировалась от Москвы, но признать их – укрепить Абхазию, а это значит укрепить Россию. То, что Варфоломей — натовская марионетка, скучно даже доказывать. Поэтому он никогда не сделает ничего, что пойдет на пользу союзникам России. Для меня, как для церковного человека, в оценке Варфоломея имеет значение только один факт: он служил совместную мессу с римским Папой, чем грубо нарушил святые каноны и предал православие. Это не лидер православного мира, это вероотступник. И как мне относиться к тому, что в Новоафонском монастыре имя этого вероотступника поминают на литургии? Братья, это очень горько и страшно, к тому же нелепо. Если Варфоломей не принял Абхазию в свою юрисдикцию, в каком тогда качестве на Новом Афоне возглашают его имя? Но отец Дорофей продолжает повторять, как заговоренный: «СМА не будет самораспускаться ни при каких обстоятельствах». Это очень странное признание в том, что он не готов считаться ни с какими обстоятельствами. Вообще-то мыслящий человек всегда способен переосмыслить свою позицию, если открываются новые факты, если возникают новые обстоятельства. А если станет очевидно, что в существовании СМА больше нет смысла? Его все равно ни что не сможет остановить? Абхазская церковь должна быть автокефальной, и она будет автокефальной. Но ни Константинополь, ни Всеправославный собор ничего не дадут Абхазии. Как НАТО хочет вернуть Абхазию в Грузию, так и церкви стран НАТО хотят вернуть абхазов в Грузинскую церковь. На кого же тогда надеяться православным абхазам? А вы назовите ту единственную православную страну, которая признала Абхазию, и вы поймете, что надеяться на церковь этой страны максимально логично. Можно сколько угодно ругать иерархов РПЦ, но только Русская церковь может иметь возможность признать абхазскую автокефалию. Просто все должно произойти в свое время, а не тогда, когда у отца Дорофея терпение иссякло. Если лично у него «терпелка сломалась», то почему это должно стать проблемой для всей Абхазии? Русская церковь может признать Абхазскую в любой момент. Может быть, еще и не завтра, но это все равно произойдет. В Абхазии сейчас есть священники, значит, есть время на решение этой проблемы. А «я хочу сейчас», - это логика капризного ребенка.