У бедняков отнимают детей

Еще со времен перестройки предполагалось, что в вопросах модернизации нашей страны будет делаться упор на зарубежный опыт. И этой традиции остаются верны по сей день. Конечно, позаимствовать удачное ноу-хау совсем не грех, полезно также поучиться на чужих ошибках.

Но наша проблема заключается в том, что наше руководство не просто копирует зарубежную, главным образом, западную практику, а как будто выбирает из нее самое неудачное, самое абсурдное и бесчеловечное. Именно это происходит сегодня с внедрением в нашей стране крайне противоречивой правовой практики, известной под названием «ювенальная юстиция». Призванная защищать интересы ребенка, она подчас превращается в инструмент разрушения семьи и подавления базовых прав человека. Все это вызывает вполне обоснованные протесты в ряде стран Запада.

Но российские чиновники абсолютно не принимают в расчет все эти издержки, как впрочем, и разницу в менталитете граждан нашей страны и жителей стран ЕС. И мрачное дитя западной цивилизации – ювенальная юстиция уже делает свои первые шаги по российской земле. Такие, которые заставляют ужаснуться любого здравомыслящего человека.    

Российские СМИ сообщают, что еще одна семья лишена детей из-за бедности. На этот раз, троих малышей отобрали у малообеспеченной семьи в городе Дзержинске Нижегородской области. По словам главы семьи Сергея Пчелинцева, детей забрали органы опеки 12 февраля, и с тех пор родителей к ним не допускают. Детей забрали якобы из-за того, что их родители были слишком бедны.

В свою очередь правозащитная организация Комитет "За гражданские права" сообщает, что ежемесячный доход Пчелинцева составляет всего 10-11 тыс. рублей, и эта семья должна была пользоваться всеми мерами государственной социальной поддержки. Однако семья не получает ни одного пособия, положенного по закону, в том числе, и по федеральным льготам (при наступлении многодетности). Им отказывают даже в выдаче бесплатного детского питания для грудничка. Все, чем помогло этой семье государство – выделило месяц назад отдельную комнату, "бывшую в употреблении", о чем сообщил Пчелинцев. Ну, а теперь представители государства «помогли» супругам Пчелинцевым, избавив их от детей.

Возможно, что эта семья стала объектом «заботы» не случайно. Правозащитники указывают, что интерес к ней появился после выступлений Пчелинцева на пикетах в Дзержинске в ноябре и декабре прошлого года, где он говорил о безработице, бедности и незаконных увольнениях работников Нижегородского "ГАЗа", а также о грабительских, по его мнению, пенсионных реформах. После этого Пчелинцева вызвали для разговора в Центр "Э" - Отдел по борьбе с экстремизмом по Нижегородской области. По словам Пчелинцева, в ходе беседы сотрудники угрожали ему расправой, предлагали "работать" внештатным осведомителем, требовали прекратить выступать на любых гражданских мероприятиях. В числе прочих угроз, прозвучало обещание создать проблемы его семье, сообщает "АПН Северо-Запад".

Издание пишет, что чиновники устроили многодетным родителям публичную порку: они явились в дом Пчелинцевых вместе с сотрудниками правоохранительных органов и журналистами. Сейчас трехлетний Максим, двухлетняя Анна и Даша, родившаяся осенью 2009 года, находятся в больнице, а родителей намерены лишить прав. Забирая детей, чиновники заявили главе семьи: "У вас тут чисто, но слишком бедно". Учитывая, что в России множество семей с детьми живет за чертой бедности, теперь недовольных смогут усмирять, шантажируя их детьми, указывает агентство.

Аналогичный случай произошел в петербургском районе Колпино. Органы опеки отобрали у 34-летней Веры Камкиной четверых детей, потому что у женщины недостаточно денег на их содержание. Детей обещали вернуть после того, как она погасит долги по квартплате, достигшие 140 тыс. рублей, пишут "Новые известия". "Я не пью, не курю, не наркоманка. Конечно, моя семья живет крайне бедно. Я воспитывала детей одна и не могла работать. Но мне помогали родственники, благотворительный фонд", - рассказала Камкина.

Между тем, нормы обеспечения детей материальными благами нигде не прописаны. Кроме того, адвокат Антон Жаров подтвердил СМИ, что под жестокое обращение подпадают не только случаи, когда детей бьют, но и когда "оставляют надолго в одиночестве или кормят одними макаронами". То есть, необходимость уходить на работу или недостаточно богатое меню вполне могут послужить основанием для изъятия детей. А могут их и просто превратить в заложников, как в случае с Верой Камкиной.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся поправки в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Если поправки примут, помимо надлежащего воспитания, родители будут обязаны обеспечить ребенку "материальное содержание, в том числе обеспечение питанием, одеждой, обувью, жильем". Еще одна поправка в Семейный кодекс вводит ускоренный порядок рассмотрения судами дел о лишении родительских прав – до истечения месяца со дня поступления заявления.

Подобных дел может оказаться слишком много, считает Марина Ожегова из организации "Много деток - хорошо!": "В России 80% многодетных семей находятся за чертой бедности. Многим за долги по ЖКХ отключают газ и электричество". Особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, наиболее пострадавших от кризиса.

Снежана Данилова из Ставрополя в конце минувшего года смогла вернуть из детдома своих шестерых детей. Их отобрали под предлогом, что женщина не уделяла детям достаточно внимания – она работала с утра до ночи.

В то же время создатель благотворительной столовой для малоимущих в Костроме Александр Пушкарев рассказал журналистам про двух многодетных отцов, потерявших работу в кризис и покончивших с собой после угроз отобрать детей. Есть в этом деле и еще один аспект, на который следует обратить внимание. Источники в органах правопорядка говорят о фактическом существовании коррумпированного «рынка» усыновления. То есть, чиновники органов опеки фактически торгуют попавшими им в руки детьми. Причем, часть из них отправляется за границу, где судьба их складывается не всегда лучшим образом. Во всяком случае, есть опасения что «усыновленные» за рубеж дети могут быть впоследствии использованы как доноры, секс-рабы или «контейнеры» для транспортировки наркотиков.

Но даже если ребенок попадет в хорошую семью, следует учесть, что он теряет свою родину, отрывается от своих культурных и кровных корней. И в то же самое время страна теряет своего гражданина. Между тем, усыновить здорового ребенка россиянину со средним достатком крайне непросто. Но, несмотря на это, коррумпированные чиновники крайне заинтересованы в том, чтобы детей усыновляли за границу. Они с пеной у рта отстаивают «право ребенка на достойную» жизнь, под которой понимают пребывание вне пределов родной страны.

Но кто платит, тот и заказывает музыку. Вернее, желает получить здорового ребенка с хорошей наследственностью. А где таких взять? Ведь не секрет, что большая часть обитателей детских домов – дети алкоголиков или наркоманов, часто не очень здоровые, с отягощенной наследственностью и нередко с укоренившимися вредными привычками.

Совсем иное дело, если дети из нормальных семей, но оказавшихся в силу социальных неурядиц за чертой бедности. Эксперты опасаются, что право изымать детей из таких семей (вместо материальной помощи им) будет провоцировать коррумпированных чиновников, которые могут его просто поставить на поток.

Что же касается практики изъятия детей у бедняков, то с такой проблемой столкнулись наши бывшие сограждане в Израиле, о чем заявила депутат Кнессета Марина Солодкина. Так, те репатрианты, что обращаются в соответствующие структуры за материальной помощью, рискуют лишиться своих детей, которых в Израиле забирают из семей до 2 тыс. в год. В настоящий момент представители русскоязычной диаспоры Израиля создали свою систему взаимопомощи для противодействия беспределу «ювенальщиков».

Между тем, исходя из российских реалий можно предположить, что, если подобная практика не будет остановлена, ее результаты могут оказаться куда более страшными, чем в Израиле.