НАТО угрожает России
Петр Иванченко

НАТО угрожает России

Российские новостные ленты со ссылкой на официальный сайт Кремля сообщили о том, что 26 декабря Президент России Владимир Путин подписал указ о новой редакции Военной Доктрины РФ. Так же подписан указ о том, что прежняя редакция признана утратившей силу. Военная доктрина была изменена в соответствии с решениями, принятыми Советом Безопасности РФ 5 июля 2013 года. Внесённые в документ изменения одобрены на совещании Совбеза РФ 19 декабря 2014 года.

Новации продиктованы «изменением характера военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации». Особый акцент в документе сделан на «гибридные войны» и «цветные революции». «В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали «непрямые действия», использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний; наращивается наступательный потенциал НАТО непосредственно у российских границ, активно проводятся мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО», - отмечается в сообщении Совбеза. То есть, «непрямые действия» теперь официально рассматриваются как военная угроза и, соответственно, форма ведения военных действий. Констатируется появление таких новых угроз безопасности нашей страны, как события на Украине и вокруг нее, а также события на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане. В новой доктрине расширен перечень основных военных опасностей. К ним, в частности отнесены: - наделение Североатлантического блока «глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права», а также «приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока»; - создание и развертывание систем стратегической ПРО, «подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере», реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; - развертывание и наращивание иностранных контингентов в сопредельных государствах и в прилегающих акваториях, «в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию». Кроме того, в списке опасностей перечислены - применение на территории соседних стран военной силы в нарушение норм международного права, возникновение очагов и эскалация там вооруженных конфликтов, а также установление в сопредельных государствах режимов, чья политика угрожает интересам РФ, а также «территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела». В числе 14-ти основных внешних военных опасностей для России впервые указано присутствие иностранных частных военных компаний (ЧВК) рядом с границами РФ. «Наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира», - говорится в тексте документа, опубликованном сегодня на сайте Кремля.
 В предыдущей редакции доктрины этот пункт включал лишь «наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств». 

Притом что основополагающие положения Доктрины, ее оборонительный характер остались неизменными, в нее введено понятие «неядерное сдерживание», предполагающее поддержание боевой готовности сил общего назначения в такой степени, которая обеспечит отражение любой агрессии без применения оружия массового уничтожения. В Доктрине дано понятие мобилизационной готовности и определены задачи по ее поддержанию, включены задачи по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан. Перечень основных задач Вооруженных Cил, других войск и органов дополнен положениями о воздушно-космической обороне. В качестве важной задачи отмечено обеспечение национальных интересов России в Арктике, а также создание, развитие и модернизация военной инфраструктуры.
 В документе получили отражение вопросы расширения взаимодействия со странами-членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южная Осетией.

 «Подчеркнута необходимость поддержания равноправного диалога с ЕС и НАТО, содействия построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности», - говорится в Доктрине. Новая редакция Военной Доктрины ценна тем, что называет вещи своими именами, вводя в перечень военных угроз гибридные и информационные войны, «цветные революции» и иные непрямые действия. Ведь их успех обеспечивал, в том числе, и тот факт, что государства против которых они были направлены, не рассматривали их как форму военной агрессии (и это притом что Полевой устав Армии США FM 33-1 прямо обозначает «психологические операции»,/i> не только как форму боевого обеспечения, но и отдельный вид боевых действий, «проводимых, как в военное, так и мирное время»). Не менее важным аспектом является выделение понятия «неядерное сдерживание», поскольку в последние годы стало очевидно, что ядерный щит при всей его важности не является, увы, универсальным средством и не позволяет решить ряд вопросов гибкой и активной обороны в контексте глобального противостояния.