Шляхта тикает первой
Виктор Пастушенко

Шляхта тикает первой

Министерство иностранных дел Польши заявило о намерении эвакуировать на свою территорию из Донбасса проживающих там представителей польской диаспоры, не успевших выехать ранее.

Согласно официальной информации, обнародованной Генеральным консульством Республики Польша в Харькове, все желающие обязаны в срок до 26 декабря подать соответствующее заявление на имя консула, заверенное главой местной диаспоральной ячейки, а луганчане — настоятелем городского костёла. К заявлению необходимо приложить «Карту поляка» (выдаваемое Польшей удостоверение соотечественника, проживающего за рубежом), либо иные документы, доказывающее происхождение.

По сообщению пресс-секретаря варшавского внешнеполитического ведомства, ориентировочный срок эвакуации назначен на 29 декабря, и вывезти планируется около 100 человек. Для них на территории, подконтрольной украинским властям, создаются сборные пункты, куда выезжающие из ДНР и ЛНР к указанной дате должны будут добраться своим ходом. Оттуда группы эвакуируемых в организованном порядке направятся через Харьков к польской границе: для этого консульская служба уже занимается транспортным и визовым обеспечением людей.

Стоит отметить, что Польша очень трепетно относится к своим соотечественникам за рубежом, рассматривая их как средство продвижения своих государственных интересов в самых разных частях планеты. Для содержания «Полонии Заграничной» (таково официальное диаспоры) варшавское правительство выделяет неплохое финансирование: небезынтересно, что значительная его часть выдаётся диаспоральным структурам через дипломатические представительства Речи Посполитой, а получивший эти деньги в вопросах их расходования неподотчётен никому, кроме МИД Польши.

Большим почётом польскому студенту-филологу считается получить после окончания вуза направление на работу преподавателем языка исторической родины для жителей диаспоры. Кандидаты проходят тщательный отбор, при этом обязательным критерием является религиозное благочестие: выданная в костёле рекомендация с подробным описанием деятельного участия в приходской жизни здесь также важна, как и характеристика горкома комсомола для советского юноши, поступающего на престижную работу или учёбу.

Польская диаспоральная жизнь неразрывно связана с католической церковью. Специально для духовного окормления соотечественников в 1931 году примас (предстоятель всей церковной организации в стране) Польши кардинал Август Хлонд создал монашеский орден христусовцев с центром в Познани, полное название — Общество Христа для Заграничной Полонии (лат. Societas Christi pro Emigrantibus Polonis, SChr). Отметим, что именно этой конгрегации принадлежат почти все католические приходы Донбасса.

Возникает закономерный вопрос: почему решение об эвакуации диаспоры из ДНР и ЛНР было принято только в декабре, а не летом, когда шли активные боевые действия и многие её представители уехали самостоятельно?

Дело даже не в ожидающемся возобновлении боевых действий: если на охваченной войной территории остаются интересы той или иной страны, то диаспору обеспечивают всем необходимым для выживания, но не вывозят хотя бы её ключевых фигур для последующего восстановления работы. А тут эвакуируют именно актив: «Карту поляка» выдавали не только тем, кто может документально подтвердить своё происхождение (в основном это уроженцы западных регионов Украины, Белоруссии, а также прибалтийских республик), но и просто принимавшим деятельное участие в работе диаспоральных организаций (этой категории в плане происхождения чаще всего просто верили на слово, тем более, что у многих лиц польского происхождения из той же Сибири никаких документов подобного рода вообще не сохранилось).

Это говорит о том, что в Европе приходит понимание истинной картины ситуации на Украине. А именно то, что распад страны — свершившийся факт, и если летом имелись хоть какие-то надежды на реинтеграцию Донбасса Киевом, то сейчас европейцы всё чаще начинают признавать безвозвратную утрату Украиной двух важнейших промышленных регионов страны, которая, к тому же, в ближайшие месяцы станет полной и окончательной.

Поэтому Варшава спешно вывозит тех, кто занимался продвижением её интересов в краю терриконов. Видимо, чувствует скорую агонию украинских адептов евроинтеграции.