Ураган святости
Александр Гончаров

Ураган святости

УРАГАН СВЯТОСТИ: НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ И АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ Как образно представить историю? Кому как, а мне она напоминает колоссальный поток, несущий свои бурые воды посреди темной ночной степи. Каждый странный изгиб стальных берегов, каждая песчаная отмель, каждый, заросший густым лесом, остров являются вехами ее. Люди, испившие из холодных или теплых ключей, питающих реку, чем-то и отмечаются в летописях и хрониках, в легендах и мифах. Но проходят времена и имена великих вождей забываются потомками, а погребальные курганы хранят лишь останки тех, кто некогда повелевал странами и провинциями. Сполохи войн и битв утихают и скрываются за кромкой горизонта, где о них никто и не вспомнит. Мощные стены грозных древних столиц рассыпаются и оседают, истлевают папирусы с поэмами и сказаниями, а река все течет и течет… Но на вековечных кручах усиливаются и взвихриваются светлые огни, способные озарить окрестные земли и показать калике перехожему дорогу к устью. И сумрак отступает. Факелы сии − это не неустрашимые полководцы, и не мудрые властители, не озадачивающие писатели и не пытливые ученые, а святые, по воле Божией, помогающие человекам. И думается, что сама история есть история святости и праведности. И завершится она только тогда, когда не останется святых на нашей планете. Исчезнет соль земли… Почему-то считается, что христиане должны быть терпимы ко злу, склониться перед ним и подставлять щеки, а зло будет хлестать по ним с упоением и диким экстазом. Так уж получилось, что из Православия пытаются сделать «толстовство» с его «непротивлением злу силою». Но это ложь, которая не находит своего подтверждения на брегах Истории. Да, были мученики, умиравшие за Христа и не сопротивляющиеся палачам. Но являлись и иные примеры, когда святые сокрушали идолов и разгоняли толпы язычников, да и в Римской империи христиане почитались среди самых преданных и смелых воинов. Христианство удивительно диалектично, как и жизнь вообще. Одни идут к Царствию Небесному через мученичество, другие через боевой подвиг, защищая святыни и Отечество. В Донбассе Русская весна восстановила наидревнейшие признаки православного христианства. Ополченцы, что мы знаем о них? Пьющий шахтер берет автомат и, помолившись Господу, идет в бой. Бывший школьник, выбросив на помойку новомодный галстук и костюмчик, осваивает ремесло артиллериста… Русские отошли от дурмана непротивленчества и отошли от христианства «розовой водички» к настоящему Православию, где Господь изгоняет бичом торгующих из храма и советует апостолам продать хлеб и купить меч. Грешны ли солдаты Новороссии? Конечно. Всяк человек есть ложь, всяк человек подвержен греху. Но из грешников рождаются исповедники, мученики и «положившие душу свою за други своя». И взвивается над ними стяг со Спасом! А из пацифистской интеллигенции, якобы миролюбивой и безгрешной, только кощунники, да богохульники и вырастают. И это не липовая придумка. Ополченцев, склоняющихся перед иконами православными, мы видим и на фотографиях и на кинолентах. А правозащитников высвечиваем на банкетах и фуршетах, да на Майдане тоже обнаруживали, скачущих как одержимые бесами при подходе к храму или как черти в аду… Начало современной нам цивилизации завязалось после 313 года, когда равноапостольный император Константин признал христианство, как движущую силу настоящего прогресса, освободив позднеантичный мир от неукротимого верчения в колесе дурной бесконечности и чередования эонов. В IV веке от Р. Х. Запад и Восток не были разобщены, а Христианство не раскололи еще притязания папства на светскую власть и всеобщее подчинение сестер-Церквей. И блистали два неповторимых светильника, которые не скроешь под спудом: на Западе – Амвросий Медиоланский, на Востоке – Николай Мирликийский. В эпоху Эллинизма очень любили метод параллельного сравнительного жизнеописания, разработанный Плутархом Херонейским. Ныне он нам пригодится для того, чтобы наилучшим образом показать значение святых для Церкви и истории и как можно точнее раскрыть актуальность примеров подлинной христианской жизни для мира XXI столетия, утонувшего в болоте потребительства, восставших ересей и неоязычества. Святитель Николай родился во второй половине III в. в городе Патары Ликийские (Малая Азия), а отошел ко Господу нашему Иисусу Христу около 342-345 гг. в Мирах. Святитель Амвросий появился на свет ок. 339 г. в г. Августа Треверов (ныне Трир в Германии). Покинул же свою паству он, скончавшись в 397 г. (место упокоения – Медиолан (Милан в Италии)). И Амвросий, и Николай были современниками, только встретиться никак не могли: расстояния и возраст сыграли свою роль. Но то, что разделяет география, то соединяет Дух Божий: епископ Медиоланский был продолжателем дела архиепископа из Мира Ликийских: и в борьбе с ересью, и в научении верных, и в защите прав Церкви. Прочитаем жития. Еще с младенчества Николай и Амвросий были избраны Богом для высокого служения, о чем и свидетельствуют чудеса, зафиксированные в житиях. О будущем святителе Николае известно, что «во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов». С Амвросием же произошло «чудо пчел». Когда мальчик спал в своей колыбели, то прилетевшие пчелы «покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед». Владыка Николай застал одно из самых страшных гонений на христиан при императоре Диоклетиане, а род Амвросия был прославлен святой мученицей Сотирией, пострадавшей за Христа при том же Диоклетиане. Николай и Амвросий принадлежали к аристократическим семьям, вполне состоятельным и пользовавшимся авторитетом среди насельников их родных городов. И казалось, что бы молодым людям, получившим, кстати, отличное образование, не пожить в свое удовольствие, тратя напропалую родительские деньги? Но это сейчас люди стараются жить «для себя», забыв, что золото и драгоценные камни в гроб не утащишь, а всех услад не отведаешь. Для Николая и Амвросия и чувственные наслаждения, и даже интеллектуальные игры философов представлялись прахом и ерундой, ибо отрекшись от всех ценностей материальной сферы, они приняли в сердца самого Господа. Епископами Николай и Амвросий были избраны по гласу народа, отразившему голос Бога. Причем командовать и распоряжаться оба святых не хотели. Амвросий открыто отказывался от сана, а Николай (перед поставлением во архиепископы) жил как нищий. Но когда святители стали управлять, то оказалось, что имеются у них выдающиеся (на фоне современников иных) и организаторские, и ораторские способности. Так Господь Иисус Христос наделяет всем необходимым своих избранников. Среди творений святителя Амвросия Медиоланского до нашей эпохи дошла «Песнь хвалебная»: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси ангели, Тебе небеса, и вся силы. Тебе херувимы и серафимы непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство. Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь Отца непостижимаго величества покланяемаго Твоего истиннаго и единороднаго Сына, и Святаго Утешителя Духа…» В сей песне изложена вся суть веры в Господа нашего Иисуса Христа и думается, что и Николай Чудотворец мог бы подписаться под каждым словом Амвросия Медиоланского. Святители Николай и Амвросий своею милостью и крепкой кротостью (только у святых кротость крепка!) сокрушали гордыню правителей и судей. Императоры склонялись перед святителями и принимали их вразумления. У Амвросия Медиоланского имеется весьма примечательное рассуждение: «Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя, воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств не что иное, как некоторый ветер». Но это ведь характеристика храбрости, принадлежащей святителям Николаю и Амвросию, всем тем Отцам, которые любили Церковь Христову и защищали ее от нападок язычников и еретиков. Победивший самого себя не устрашиться никакого врага и при помощи Божией готов одолеть любые препятствия. Как же важны эти слова в мире нынешнем, порабощенном суетой, погоней за наживой, где житейские обстоятельства диктуют поступки несовместимые с христианской нравственностью и моралью! Оказывается, что человек сейчас стал гораздо трусливее и гневливее из-за боязни не схватить все и вся из одежды, вещей, модных фильмов, книг… и идеек. Ежели получить желаемое не удается, то яростно обвиняется общество, чужие люди, семья, дети, родители. А ведь в реальности в личных поражениях виноват сам потерпевший, не смогший совладать с самим собою. В расхристанном обществе человек забыл о храбрости святых и приобрел трусость эгоистов и «прогрессистов». Не отсюда ли растут бытовые корни неоязычества?.. Не отсюда ли вытекает ненависть к Церкви и пастырям?.. Не отсюда ли выходят кощунственные эскапады крестоповальщиков и глумцов над иконами?.. Смиренная отвага потребовалась святителям при отражении атак арианской ереси на Православие. Именно, при истоке IV века, как некое нелепое существо из табакерки, выпрыгнуло арианство. Основатель ереси − Арий был ученым мужем (и этого у него не отнимешь). Но в изысканиях он дошел до того, что отверг божество Сына и не признал Его Единосущным Отцу. Таким образом, Арий хотел приспособить христианство к языческому мировоззрению, упростить и сделать понятным для масс. Арий подчинился запросам тогдашних (прости Господи!) потребителей религиозных ритуалов и догматов. Фактически же, ересиарх-пресвитер, навязывал христианству пантеизм позднего Древнего Египта. Победа арианства означала удушение веры Христовой. Но Николай Чудотворец, Амвросий и другие отцы поднялись на защиту истинной веры и, несмотря на принуждения со стороны некоторых императоров, отстояли ее. Но в XXI веке опять происходят попытки приспособить христианство к требованиям нехристианского сообщества. Уже введен в ряде конфессий женский епископат, а Библия переиначивается в угоду феминисткам и сексуальным меньшинствам. Но не то ли, пусть и по другому совершал Арий? Только современное «арианство» приобрело резко выраженный секулярный стиль. И перед каждым христианином снова и снова встает вопрос: «Каким идти путем: вослед святителям Николаю и Амвросию или же вприпрыжку скакать за Арием?» Православному человеку выбор представляется очевидным – новое «арианство» ему непотребно, да и выглядит оно более омерзительно, чем арианство «старое»… Святой Андрей Критский писал о Николае Чудотворце: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным». О новых «арианах» не скажешь сего, а деяния их соответствуют их же «добродетелям». Лозунги их глупы, а пожелания богохульны, да и просто не эстетичны. Ну, а если посмотреть на парады содомитов, где они хамовато красуются друг перед другом и разношерстной гомотолерантной публикой, то невольно припоминаешь не благоухание лилий, а запах серы. Православное христианство в СМИ постоянно осмеивается и порочится. Гонения идут в России тихой сапой, правда, не по сценарию Диоклетиана, но Юлиана Отступника. А на Руине вовсю развернулись и «горячие» преследования православных. Обстреливаются и бомбятся храмы, дебилоукры пытают и убивают священников. И как же необходимы в наши дни люду православному святитель Николай Чудотворец и святитель Амвросий Медиоланский! Особенно в страждущей Новороссии! Только не надо говорить, что прославившиеся своей незлобивостью и добротой святители, отнюдь не могут служить в качестве наставников и покровителей для народной армии Донбасса и добровольцев из России. Амвросий Медиоланский яростно выступал против языческих статуй и капищ, а когда возникли прения о восстановлении разрушенных христианами синагог, не побоялся выдвинуться против императора Феодосия. Святитель же Николай Мирликийский на Вселенском Соборе в Никее, как известно из его жития, «…мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и передал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность». Святитель Николай Чудотворец не является исключением, например, великий Иоанн Златоуст советовал верным: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих…» «О святый и милостивый угодниче Божий Амвросие! Приими с любовию приносимое сие малое, но от усердия приносимое тебе хваление наше, и потщися избавити нас от болезней душевных и телесных, от всех бед и зол, да тобою улучившее царство небесное, во веки поем Богу: Аллилуия». Священноначальниче Николае, моли Христа Бога за нас грешных! Подай помощь православным в Новороссии и России! Святые за нас! Святые за Русский мiр! Нам нужен их ураган святости, чтобы нечисть убралась в собственные логовища и не высовывалась из них, давясь печеньками или сэндвичами от Виктории Нуланд, до скончания веков…