Молдаван готовят к разрыву
Виктор Пастушенко

Молдаван готовят к разрыву

Парламентские выборы в Молдове оказались своего рода дежавю аналогичных кампаний последнего десятилетия на Украине. Со знакомыми  до боли  драматическими перипетиями процесса и уже вырисовывающейся на горизонте трагической развязкой.

Главное, что мы наблюдали и на Украине несколько лет назад и в нынешней Молдове, — это борьба двух лагерей: условно пророссийского и прозападного национал-либерального с почти равным числом сторонников и противников, что не даёт преимуществ ни одной из сторон.

Почему в отношении пророссийских сил применён термин «условные»? Да потому, что молдавские коммунисты и социалисты очень сильно напоминают украинских «регионалов»: также активно эксплуатируют электорат, стремящийся к сближению с Россией, но на деле являются патриотами собственных карманов. А значит, предать избирателя им — раз плюнуть.

Кроме того, молдавские коммунисты уже были правящей партией в стране, а их лидер Владимир Воронин — главой республики. В результате, кроме риторики, не было сделано никаких конкретных шагов на сближение Москвы и Кишинёва. Более того, эта дружба за период его правления расшаталась ещё сильнее: достаточно вспомнить санкции, коснувшиеся виноделов. А в плане решения Приднестровского конфликта компартия Молдовы занимает откровенно шовинистические позиции, напрочь забыв о братстве трудящихся.

Однако важно другое: выборы показали, что молдавское общество оказалось расколото надвое между евроатлантическим и евразийским полюсами сил. Примерно как Украина в первом десятилетии нынешнего века: наиболее отчётливо это вырисовалось осенью 2004 года в дни «оранжевых» событий и постепенно кристаллизовалось для того, чтобы спустя время превратиться в катастрофу.

Поляризация общества — первый шаг к его радикализации: контрастные мнения не терпят полутонов, из-за чего теряется способность идти на компромисс между его частями. Более того, радикалы вообще не намерены договариваться с оппонентами: «евромайдан» тому — наглядный пример.

Что дальше? Те же самые грабли, на которые Молдова уже наступила в начале «лихих 90-х» в дни Приднестровского конфликта, и те же самые грабли, об которые сегодня бьётся Украина.

Каким будет сценарий радикализации и раскола по-молдавски, прогнозировать трудно. Можно лишь констатировать, что потрясения в междуречье Днестра и Прута — не за горами.