Медуза родила мышь
Отдел информации

Медуза родила мышь

История проекта Meduza полна античного драматизма.

Мы знали женскую месть на примере Медеи и Клитемнестры, и вот еще один сюжет этого ряда. Галина Тимченко, оскорбленная в лучших чувствах, уводит коллектив Lenta.ru, как журавлиный клин в чужие рубежи, чтобы в столице латвийского лимитрофа, под сенью натовских штыков, создать истинно независимое СМИ и показать своим обидчикам кузькину мать.

Ждали «Колокол» Герцена в приложениях для смартфонов. Ждали медиа-Курбского.

Шелестели слухи о деньгах Ходорковского. Импульсивное возвращение опального олигарха в политическую жизнь совпало с увольнением Тимченко из Lenta.ru. Считалось, что Ходорковскому нужен информационный таран, и было бы логично, если бы Галина Тимченко, посетившая в прошлом апреле его легкомысленные киевские посиделки, взялась за постройку такой стенобитной машины.

Интриговало и название. Придумавший его Игорь Белкин, бывший сотрудник Lenta.ru, к сожалению, никак не пояснил суть своего креатива, и публике осталось гадать, то ли имеется в виду змееволосая уродина, превращающая читателя в камень (вспоминается сакраментальное «лох должен цепенеть»), то ли студенистый фрагмент биомассы, жалящий неловких курортниц (и тогда по стилистической справедливости новому ресурсу самое место в ряду сатирических журналов, таких как «Шершень», «Овод» и «Крокодил»).

В помощь юному конспирологу я могу дать еще один вариант расшифровки: MEDia USA, то бишь «медиапроект в интересах США».

Первый вздох разочарования прошел по рядам ожидающих, когда стало известно, что Михаил Ходорковский (равно как и Борис Зимин, еще один потенциальный инвестор) финансами не поделится. Стало ясно, что пировать придется на медные деньги анонимных доброжелателей. Кисловато, конечно, но ведь публике формально ничего и не обещали, кроме агрегатора чужих новостей (пусть и отбираемых вручную, как зерна кофе Tchibo), дополненного текстами «золотых перьев», полюбившихся читателям Lenta.ru.

Дизайн сайта, с которым нас познакомили незадолго до запуска, не прибавил оптимизма.

Белые буквы на черном фоне? Но ведь это так провинциально и, самое главное, так неудобно для пользователя, а между тем смысл агрегатора новостей именно в удобстве пользователя, а не в притопах и прихлопах дизайнера.

Готический шрифт логотипа? Было бы оправданно, если бы целевой аудиторией сайта были латвийские ветераны СС. В ином случае это просто невнятное интересничанье.

Наконец, 20 октября, когда сайт начал работу, стало понятно, что замах на рубль обернулся ударом на три копейки. На те самые копейки, которые дорогой редакции удалось выклянчить.

Перед нами предстало нечто подозрительно похожее на сайт фейковых новостей. Таких нынче развелось великое множество, а на Украине, скажем, попросту нет никаких других. Если Тимченко стремилась дать читателю «информационный прожиточный минимум», если она хотела, подобно старине Мюллеру, внушить аудитории, что верить нельзя никому, а ей можно, то приходится признать, что ей этого не удалось. В список надежных информационных ресурсов я бы «Медузу» пока вносить не стал, как и в закладки на своем компьютере.

Трудную работу по завоеванию доверия аудитории не начинают с размашистого заголовка темы дня: «Русская подлодка в Швеции». Почему не монгольская? Почему не в степях Украины? Под этой шапкой собрано множество новостей, но нет ни одной объективной и доказательной новости о национальной принадлежности лодки.

Можно ли всерьез отнестись к СМИ, в котором новости науки, культуры и искусства объединены в раздел «Шапито»? «Зонд «Розетта» снял комету Чурюмова-Герасименко с восьмикилометровой высоты» — это у них «шапито». Полет Гагарина тоже был бы «шапито», не иначе.

Из этого циркового раздела на главную страницу вынесена одна новость: «Децл «состарил» свой хит для «Вечернего Урганта». Видимо, по мнению Тимченко, это именно то, о чем нам «действительно нужно знать». А, например, об атаке на химзавод в Донецке, оставившей без оконных стекол пару городских районов, читателю знать не нужно.

Проект Meduza обещает стать финальной главой мифа об очередном УЖК — «уникальном журналистском коллективе», о людях, которые любят не новости в себе, а себя в новостях. В самоупоении эти люди возомнили, будто новости — это они и есть, будто любое событие лишь тогда приобретает значимость, когда нам о нем рассказывают правильные люди за правильные деньги.

Эти люди готовы менять по первому капризу руководителей государства, однако себя считают совершенно незаменимыми. «Новости возвращаются» — под этим лозунгом Meduza вышла к читателю. Но на самом-то деле к нам возвращаются лишь они сами — уникальные журналисты и непревзойденные редакторы, без которых мы худо-бедно жили последние полгода и готовы были жить дальше.

Что же до новостей, то они никуда от нас не делись. Мы плывем в море новостей, новости перехлестывают через борт, бьют тугой струей сквозь любую брешь.

На наших глазах творится история, и можно попытаться понять ее и осмыслить, а можно прикрыться от нее претенциозным дизайном и хаотично подобранным контентом.

Впрочем, не будем петь похоронных песен на этом неуклюжем новоселье и пожелаем успеха новому интернет-изданию, ведь мудрые греки рассказывали, что из рассеченного чрева ужаснейшей из горгон в мир выпорхнул крылатый Пегас.

Поэт и переводчик Игорь Караулов, "Известия"

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте, в Одноклассниках и в Твиттере