Донецк сражается за науку
Александр Дмитриевский

Донецк сражается за науку

В полдень последнего дня сентября сотни жителей Донецка пришли на площадь перед главным корпусом национального университета, чтобы отстоять храм науки от поползновений необандеровцев, стремящихся перенести его в Винницу.

Митинг проходил под «аккомпанемент» тяжёлых орудий: в эти дни ополчение ведёт тяжёлые бои за оккупированный карателями аэропорт. О совсем близкой войне говорил камуфляж на многих из собравшихся. Но, несмотря на это, битва за Донбасс для самих дончан отнюдь не ограничивается ратными подвигами: у неё немало других измерений, в которых ведётся не менее жестокая, хотя и невидимая, брань.

Одно из таких сражений разгорелось в сфере науки. Пришедшим к власти неонацистам оказалось не по нраву, что восставшему шахтёрскому краю достанутся прекрасные образовательные центры. Поэтому хунта приняла решение об их переводе в западные регионы Украины.

Некоторая часть студентов и преподавателей согласилась на переезд, но большинство решило остаться. Во-первых, незачем отрываться от дома: непонятно, как ещё пролягут границы. Во-вторых, украинский «Титаник» настолько прогнил, что у него остаётся 2 пути: в утиль, либо на дно. А у Новороссии впереди трудная борьба, но с большими перспективами построения нормального и успешного общества.

Ещё немаловажные моменты — очищение и смена поколений. Об этом говорил с журналистами и.о. ректора ДонНУ Сергей Барышников. Не секрет, что за многое годы у молодёжи Донбасса появилась возможность поступить на бюджетную форму обучения и бесплатно получить высшее образование. Ранее этому препятствовала система откровенной торговли «корочками», крепко укоренившаяся в украинской высшей школе.

Что касается смены поколений, то становление в науке для начинающего талантливого исследователя на Украине до сих пор представляет огромную проблему из-за отсутствия вакансий, вызванного крайне нездоровыми явлениями в образовательной сфере. Например такими, как кумовство и даже откровенная клановость на кафедрах. Отъезд националистов только поспособствовал приливу в донецкую науку свежих сил.

Не буду пересказывать речи ораторов. Однако мысль была одна: Донецкий университет создали наши деды, научную славу принесли наши отцы, поэтому он по праву принадлежит шахтёрскому краю.

Интересной оказалась и другая идея: пусть пожелавшие переехать в Винницу забирают с собой монумент националисту Васылю Стусу, находящийся у входа в корпус филологического факультета. Тем более — он оттуда родом, и на своей исторической родине памятник этому человеку будет куда уместнее.

Митинги в сегодняшнем Донецке отличаются редкостной теплотой атмосферы: на них приходят друзья и единомышленники, поэтому народ по завершении мероприятия долго не расходился, а продолжал обсуждение вопроса, теперь уже неформальное, на ступеньках главного корпуса ДонНУ. И в такие моменты ощущалось насколько дорог университет людям.

Битва на научном фронте не ограничивается одними учебными заведениями: в столь же огромных трудах рождается Академия наук ДНР. И донецким учёным предстоит ещё немало испытаний на пути становления собственного научного сообщества.

Победа в освободительной войне и последующем восстановлении Донбасса немыслима без вклада науки. Несколько месяцев назад мне довелось общаться с человеком удивительной судьбы, выпускником другого донецкого вуза — национального технического университета Михаилом Бородиным. Он — студент времён Великой Отечественной войны. Запасной полк, в который был призван, направили на угольные предприятия Кузбасса, откуда ему дали направление на учёбу в тогда ещё Сталинский индустриальный институт. Вот что он сказал:

- Мы понимали, что отстраиваем заново не только свою alma mater, но и стратегически важный научный центр, без которого немыслимо полноценное возрождение промышленности Донбасса. Не будем забывать, что из затопленных шахт было откачано воды столько, что она могла бы заполнить озеро 10-метровой глубины с площадью зеркала в 70 кв. км, а протяжённость заваленных горных выработок, которые восстановили донецкие шахтёры, равна расстоянию от Москвы до Парижа! Всё это было сделано в кратчайший срок, и вклад науки в этот трудовой подвиг достаточно весомый.

Сегодня Донбасс сражается не за каменные коробки зданий городов мегаполисов и не за просторы целинных степей в горах Донецкого кряжа. Свести войну только к этому — означает потерпеть поражение даже при самых серьёзных успехах на поле боя. Донбасс — это прежде всего люди, которые своими руками создали уникальный мир, который стал передовым рубежом русской цивилизации.

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере