Кавказ в прицеле Содома
Руслан Атажукин

Кавказ в прицеле Содома

Окончание. Начало – здесь.

Пройдет, вероятно, не так уж много времени, как все остальные будут очень и искренне радоваться, что это написано не на их наречии. И что? И тишина? Да, кажется, тишина… Украине, похоже, что не до каких-то проблем 150-летней давности пусть хоть трижды «великих» кавказцев. Ничего великого под солнцем – для нынешней Украины, кроме нее самой, не было, нет, и быть не может. Пора уже понять это.

Но вот она, и долгожданная реакция! И от кого? Ну, надо же. От самого Олега Ляшко! Братья-черкесы признают и ценят тесные связи с украинским народом. Поэтому я призываю украинский парламент признать геноцид черкесов – пишет в Фейсбуке новая голубая надежда «угнетенного черкесского народа».

Первым среди подписавших практически аналогичное ПЕРВОЕ обращение в мае 2014 г. отчего-то числится вездесущий уже в «черкесских вопросах» лидер еврейского международного гиперсионистского движения «За Родину» Шмулевич, который у Ляшко оказался в числе «черкесов по происхождению» (к слову, тут неспроста опять засветился кабардинец еврейского происхождения и бывший комсомольский активист Виктор Лихтман, но уже в роли представителя другой черкесской международной организации Израиля «Фиттинга»).

Не огорчайтесь, адыги, что мы теперь, ходя к кому попало со своим геноцидом, зачислены все оптом в ряды помощников на геноциде чужом… Наоборот, радуйтесь! Хоть кто-то отозвался! Нашелся у нас, наконец-таки, славянский брат, знатно понимающий толк в тесных связях…

Воистину возрадуетесь – дожили до великих перемен! Ждут нас защита, понимание и помощь всемирно признанного фашиста и мужеложца. У нас в языке и слова-то такого, которым можно обозначить подобное существо нет. Это, значит, так мы чтим нравственную чистоту предков, протягивая усилиями подписавших от имени «всего народа» открытую к пожатию руку черкесского воина в эту омерзительную грязь? Или воинствующий Ляшко – просто единственный в Верховной Раде Украины, кому это обращение стало интересно? Кого об этом спросим? Все того же Шмулевича? Или главного «бандеропомощника» гражданина Израиля Коломойского, которому, кстати, принадлежит изрядный пакет акций газовых месторождений в Адыгее? И который, всем уже давно известно, на что способен ради выгоды, которому совершенно неважно, что разваливать и сносить, дом профсоюзов в Одессе или целые города в Донбассе.

Просто поразительно, как «черкесские интересы» также волнуют аналитика из США и ветерана ЦРУ Пола Гобла и прочих иноплеменно-инопланетных подписантов обращений от имени «черкесского народа» – от нашего с вами имени! Вот такие мы, наверное, тупые да бесхребетные, что нам для решения наших вопросов, оказывается, очень нужна их помощь.

Из подписавшихся под данным обращением «писатели». Весь интернет перерой – ни одного произведения не найдешь, хотя всяк в нем старается даже непристойное четверостишье какое-нибудь, но именем своим увековечить, не говоря уж о повестях и романах. «Художники» – то же самое: в кругах художественных никто о них и не слыхал, в широком доступе – ни одной картины нет. «Ученые» – только вот с трудами их научными опять все так же.

Для полного комплекта не хватает только «эсквайра» или «последнего великого князя «Великой Черкессии». Княжескую родословную или дворянские поместные грамоты ни Ляшко, ни Порошенко проверять не будут. Главное ведь что? Дать повод и получить его же, а там хоть Вельзевулом подпишись – в аду все стерпят.

Еще интересно, и даже очень: вот Турция полна нашими потомками. В Сирии их немало, в Иордании. Там они – не ассимилянты, чем очень гордятся как наши местечковые националисты, так и психически адекватные патриоты. Там они – люди, сохранившие язык, культуру и обычаи в весьма значительной степени (это с их слов, а как на самом деле?). И в то же время это неотъемлемая часть государственных машин этих государств. Их много, а если верить нашим активистам общественных организаций безоговорочно, то их там так много, что непонятно становится, где же вообще сами турки, сирийцы, иорданцы.

Так почему до сих пор представители самой многочисленной диаспоры Турции не обратились к правительству «страны своего проживания» с просьбой о признании их геноцида? Не потому ли, что Турция, для которой систематический геноцид народов, так или иначе мешавших «величию Османской Империи», на протяжении многих веков был едва ли не обыденной нормой государственной жизни? Вместе с Англией она в свое время основательно приложила руку к подталкиванию черкесов к вооруженному сопротивлению и снабжению их оружием, к организации их исхода с исторической родины, так и к массовой гибели от голода и болезней в Турции, продаже в рабство зазванных ловкачами в «мусульманский мир» доверчивых людей.

Потом использовала их в качестве инструмента еще одного геноцида – геноцида балканских народов. Почитаем хотя бы заметки и воспоминания очевидцев и участников балканских восстаний против турецкого владычества. Уж им тогда в 19 веке, в отличие от нынешних «историков от политики», врать было совершенно незачем. И что увидим? А то, что для болгар «турецкий черкес» был страшнее янычара! Что вытворял в 16 веке по черноморскому побережью печально знаменитый турецкий султан Мехмед II, о чем сохранилось вполне конкретное историческое описание его «великого джихада» против язычников-христиан черкесов?

Можно верить или не верить российским или западным СМИ. Это дело личное. Но сейчас по всему Кавказу наше гостеприимство открылось для множества беженцев с юго-востока Украины. Они-то – что, все, как один, договорились врать – до малолетних детей включительно?! Врать о том самом геноциде, настоящем, не послабее, чем в Руанде или Кампучии. Может, кто-то скажет, что они все, как один – «путинские зомби и агенты КГБ»? Может, правде из первых рук верить велит сама совесть? Или мы – люди, совсем лишенные лица?

Вот таких вот новых «братьев» нашли нам в лице (если это можно назвать лицом!) нынешнего украинского руководства и их приспешников. Интересно то, что эти украинско-нацистские «братья» нам известны с 1943 г. Вот оно – почитаем, вдумаемся…

Вот как УПА-то придавило в 1943-м. Встречали Гитлера с фанфарами, а как провожать, да советскую армию встречать обратно – кавказских бойцов им подавай. Заметьте, не отряды УПА придут «спасать» Кавказ, а «Кавказцы, вливайтесь в ряды УПА!». Ну, сейчас – тем более без нас обойдутся. В украинских рядах сейчас все больше наемники из «Блэк Уотерс», Польши, Грузии, стран Прибалтики, Швеции, Италии, США и …

А наши добровольцы как раз, наоборот, на юго-востоке Украины людей от фашистов спасают. Из одной только Адыгеи там сейчас более сотни человек. Это в то время как от их имени какие-то «черкесские патриоты» про «поддержку борьбы с русской оккупацией» Ляшко и Порошенко браво рапортуют.

Не вся Украина, конечно, была такой. И судьбу ее во взаимоотношениях в период Великой Отечественной и СССР, в состав которого она входила, решали, в конечном итоге, все же не такие, как Шухевич, а такие, как Ковпак, при виде отрядов которого «лесные братья» разбегались как крысы при виде дикого кота.

Но вот во многом благодаря таким чудесным «братским посланиям» и прокатилась по Кавказу беспощадная волна сталинско-бериевских репрессий. Судьба всякого, хоть человека, хоть целого народа, оказавшегося в военное время «на подозрении», решалась быстро и однозначно. И пояснялось – «военное время».

Всякие среди нас случались люди, и особенно в военное время. Так со всеми народами бывает. Бывало и у нас. Вот оно, наше главное позорище тех суровых времен – воззвание к мусульманским народам кадия Хаджи Хозе Хотекова: «Всемогущий Аллах милосерден и послал нам освободителя в лице фюрера великого германского народа Адольфа Гитлера, спасшего вольнолюбивый народ Кабардино-Балкарии от цепей рабства и безбожия. Вознесем наши молитвы к всемогущему Аллаху за полное очищение вселенной от нечисти безбожия и безверия, за окончательный разгром большевизма, за нашего фюрера Адольфа Гитлера». Без комментариев.

И вот оно у на сейчас, на пороге в двери стучится – это самое военное время. Очень надеюсь, что здравый смысл в головах людских возобладает, и люди вовремя вспомнят, что кроме американцев, украинцев, немцев, русских они просто являются людьми… Ну, а если вовремя не вспомнят, как не раз уже было в истории? Если полыхнет? Благодаря усилиям таких вот «обращенцев» на всех черкесах повиснет тогда ярлык предателей? А может, и к чему похуже приведет – в военное-то время? В прошлый раз «повезло». Соседей снесли, нас оставили. Будем делать повторную попытку: авось, «не повезет» на этот-то раз?

Отбросим горькую иронию. Поговорим совершенно серьезно, подчеркнуто серьезно и вынужденно жестко. Попробуем?

Вся ситуация совершенно очевидна в своем цинизме, но это отнюдь не остановило ряд жителей Адыгеи, Турции, США, ФРГ, этих тамошних т.н. «адыгских патриотов». Почему я не применил близкое для нас понятие «соотечественники» для представителей диаспор, для вдумчивого читателя сейчас станет понятно.

Мой обширный круг друзей по всему Кавказу помог рассмотреть ряд особенностей, которые объясняют случившееся. А именно – это является закономерным проявлением тех процессов, в основе которых с начала 90-х гг. прошлого века лежат векторы деятельности активистов наших общественных организаций. Тогда в головы активистов заботливые иностранные дяденьки вложили требования по признанию Россией 150-летней давности геноцида, получению безоговорочных условий упрощенной репатриации и права двойного гражданства для диаспоры.

Демократические перемены ушедшей эпохи СССР, сопровождавшейся великим парадом суверенитетов бывших союзных республик, так перекосили многим умы, что геноцид признали наши местные научные и творческие элиты на научных т.н. «конференциях», а затем и «доблестные» представители Верховного совета КБССР в 1992 г. При этом в тот период никто особо никто не задумывался о применимости международного документа ООН от 1946 г. к событиям, больше чем 100-летней давности. В тот период все думали, что от руководства распадающегося СССР можно будет добиться и отхватить немалую кучу халявных «компенсационных денег» и получить некие привилегии для наших доморощенных элит. А плохо очень, что не задумывались. И по настоящее время не пытаются оглядеться вокруг, так сказать выпрыгнуть из своих «нацштанишек».

Не нужно быть юристом-профессионалом, когда и любому школьнику, умеющему решать хотя бы простые задачки понятно, что избранные «геноцидными активистами» цели недостижимы и ведут наш народ к тупику. Поставленные ими перед собой (и перед всеми нами, от имени которых они так самонадеянно выступают!) задачи невыполнимы. Пример аналогии.

Представим себе временную эпоху, в которой человек или группа лиц, действуя соразмерно имеющимся в обществе, в том числе международном, правилам поведения и взаимодействия, осуществили действия которые привели к гибели других людей (в том числе и по неосторожности). На период этого события в обществе не было правовых норм, по которым бы эти деяния квалифицировались как преступление. Но вот прошли десятки лет и общество усовершенствовалось, гуманизировалось, оно выработало новые нормы права, по которым эти деяния стали наказуемы. И тут все вспомнили, что есть еще, оказывается, живой виновник тех стародавних событий, – и хвать умирающего 90-летнего бедолагу… и айда – в кутузку. Ну, не бред ли?

Обращаю внимание на то, что действие вышеуказанного акта ООН по геноциду не распространяется на события прошедших времен. В противном случае пришлось бы признавать геноциды разных народов со времен вавилонского царя Ашшурбанипала и египетских фараонов, в худшем случае, а оптимально – ну, хотя бы с 15 века безоговорочно (хотя самой России было бы выгодней – с 13-го). И тогда в «геноцидные сети» попали бы, практически, все без исключения, кто сохранился по сей день вообще как народ. Тогда пришлось бы нам здесь, у себя, для начала признать и геноцид убыхами шапсугов и других.

При этом любой из нас понимает, что страна которая признает «свой» геноцид, – в современных условиях государство-самоубийца. А мы, как я понял, этого сейчас и добиваемся!? Или есть другие цели?

Поэтому хватит всем морочить голову, а в частности, и в особенности - нашей неокрепшей молодежи. А то пожнем ведь ровно то, что посеем.

А что за урожай мы уже собрали в итоге? Четверть века активисты регулярно талдычат, слова иного не найти, одно и то же – признайте геноцид. Люди, оглядитесь, время уже не то, страна не та, весь мир уже не тот. В 90-е годы наша общественно-политическая деятельность еще была в рамках закона. В настоящее время политикой занимаются только политические партии. Поэтому наши общественные организации могут заниматься только общественно полезной деятельностью. А она у нас какая!? Это еще незамечаемое. Наше счастье, что нынешние сотрудники прокуратуры и министерства юстиции пока не видят политической деятельности в наших действиях. Иначе бы разговор с нами был бы уже совсем другой.

Кто-то мне возразит, что «политикой мы не занимаемся». Возражу и я в ответ – а влиять на принятие государством решений на международном уровне, это как, по-вашему, называется? А привлекать к себе в помощники в решении задач различные международные организации и иностранные государства? Парламент Грузии в мае 2011 г. признал же геноцид черкесов по нашей инициативе и на основе ничего, по сути, не значащего постановления Верховного совета КБССР от 1992 г., принятого в угоду высоко поднявшими голову националистами. И что в итоге?

А два обращения (здесь рассматриваем второе, как наиболее «зрелое и рьяное») к «образцу демократии» – политическому руководству Украины, в мае и июне 2014 г. как расценивать? Не удивлюсь, если еще одно обращение будет, к примеру, к странам Прибалтики, вечно страдающим антироссийской фобией. А что стесняться-то? В современных условиях все возможно. В честь чего мелочимся? Давайте уж обратимся сразу к Бараку Обаме или в какое-нибудь специальное ведомство Госдепартамента США. А они в свою очередь воспользуется этим как дополнительным элементом к уже объявленным санкциям против России, той страны, в которой живем мы с вами, а не большая часть авторов и подписантов данных обращений. А в довесок, может, американский Конгресс даже примет решение о переселении нас в США для защиты наших национальных интересов. Если не всех возьмут, то хоть бы часть проявивших себя с «правильной» (с американской точки зрения) стороны общественников. Фатимушка Тлисова приглянулась же им, устроили ее в медиакорпорации «Голос Америки». Автора «праведной идеи» о праздновании «тысячелетия мусульманства черкесов» Суфьяна Жемухова (подстрекателя убийц кабардинского этнографа Аслана Ципинова) также пристроили на научную ниву «изучения происходящих тут у нас процессов». Ну да, издалека и со стороны оно видать совсем понято.

Наверное подыскивают место и для нашего Ибрагима Яганова. Ведь в начале 2014 г. он же не зря ездил в Вашингтон, встречался с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили – советником нынешней власти на Украине. Поговаривают, Ибрагимушку привечали и апологеты демократии из Джеймстаунского фонда.

Общественники, вы еще не обратили внимание на кардинальные изменения ситуации и в стране, и во всем мир в целом с февраля 2014 года? Все маски сброшены. Сейчас настал момент истины, время принимать соответствующие, судьбоносные и окончательные решения: мы за «них» или только за «себя». А как же государство, где мы живем, которое называется Российской Федерацией?

Во всей красе, с ракетными когтями и лазерными клыками, стоит на пороге человечества ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. Да не будет это никогда, да не случится… но предпосылки к этому пока что все отчетливей видны. И выручавшие нас много веков подряд наши шашки и кони, которыми мы так гордимся, нам тут не ничем не помогут…. И если начнется все по-настоящему, это будет такой водоворот, который всех слабых просто и неотвратимо утянет на дно мирового хаоса. При этом выплывет лишь сильнейший. А мы и есть – немаловажная составляющая этого сильнейшего. Или кому-то захотелось в американский вооруженный бедлам устроенный как в Югославии, Сирии, Ираке, Ливии, Украине? Или кто-то хочет пережить повторение аналога чеченских событий, но уже у себя лично за окном?

В этих условиях тот, кто обращается к различным «политическим друзьям», не важно к кому, лишь бы он нас «погладил и дал геноцидную косточку», и тот, кто будет обращаться впредь, все равно формирует о нас очень отрицательное впечатление у соседей по региону нашего проживания. А проще говоря, создает, если уже не создал, впечатление о нас как о «пятой колонне». Хорошо, если мое мнение ошибочно.

А если возникнет реальная угроза вооруженной агрессии против нашей страны (или кто-то ее такой не считает?), либо она по настоящему совершится. Тогда «господа» активисты, благодаря именно вашим, и ничьим иным усилиям, принудительно поедем мы все вместе (в наихудшем варианте) или выборочно, по спискам (тоже ничего хорошего) – в места не столь отдаленные, переживать все то, что пережили наши соседи – чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ногайцы и мн. др. И будем там уже строить не языком, а лопатой нашу вожделенную «Великую Черкессию». Если выживем, может быть, будет возможность впоследствии примерить к себе федеральный закон о реабилитации репрессированных народов.

У многих возникнут вопросы. А как понимать закономерность наших обращений к тем политическим силам и странам, которые находятся во враждебном отношении к России?

Такие предположения звучат пускай бредово, но это лишь на первый беглый взгляд. На деле они вполне объяснимы на массе исторических примеров, повторяющихся в разные времена и в разных странах, но одинаково являлись непреложным фактом. В истории любых воюющих государств всегда применялись жесткие репрессивно-ограничительные меры к тем народам и социальным слоям, которые считались неблагонадежными. Лично я из-за вас не хочу попасть в такую категорию. И всему народу своему тем более такого не желаю. Поэтому хватит формировать и создавать устойчивое мнение, что мы – «пятая колонна».

А к этому уже на протяжении долгого времени прилагают самые активные усилия как наши общественники, так и представители диаспоры, вернувшиеся на Кавказ. Среди подписавших обращения к нынешнему киевскому режиму – репатрианты из Турции Хуаде Аднан и Ачмиз Хильми Озен. Отметились и жители Майкопа Аслан Шаззо (вечный активист всех общественных организаций), Альмир Абрегов (заслуженный работник культуры Адыгеи и бывший директор республиканского Национального музей) и представительница политической партии «Западный выбор» Эльвира Кулокова. Одним названием этой политструктуры – думаю, уже все сказано (тут же на памяти грузинские друзья из числа жителей Кабардино-Балкарии – все тот же Ибрагим Яганов, Руслан Кешев, Абубекир Мурзаканов и мн. др.).

Скорее всего, эти лица так и не осознали себя гражданами нашей многонациональной страны. Их настрой и менталитет понятен. Об этом красноречиво говорит лозунг «Черкессия – это не Россия!», который постоянно используется в протестных мероприятиях турецкими активистами общественного движения «Патриоты Черкессии» и другими. В принадлежности к последней позиционируют себя Хуаде Аднан, Ачмиз Хильми Озен, и значительное число прочих турецких общественников.

Ну и какие вы после этого нам «соотечественники»? Вы соскучились по регулярным масштабным акциям протеста как на площади Таксим в Стамбуле? Ну, и убирайтесь тогда обратно со своим настроем! Такие репатрианты, которые до сих пор так и не захотели стать полноценными гражданами нашей страны, а все свои силы отдают лишь практической реализации мечты о «Черкессии вне России», лично мне откровенно и глубоко не симпатичны. Я не хочу их видеть у нас в регионе. Их поведение – не предательство ли? Нет? Тогда это еще хуже – «засланство»!

Пора бы им собираться, коль уж так неймется, обратно, в родную Турцию. Вряд-ли они всерьез считают родиной тот край, куда приехали, иначе бы не толкали так старательно его в пропасть. И вот там, в Турции – вернуться к вопросу о получении своей национально-территориальной автономии в составе Турции, о чем уже поднимался вопрос на черкесском конгрессе то ли в 1923, то ли 1924 году. В современных условиях, когда Реджеп Эрдоган, в соответствие с курсом США, ведет страну к потере Турцией части своей территории за счет создания «Курдистана», такая перспектива наиболее реальна.

Ситуация на Украине и обращения именно к украинскому образцу «демократических ценностей» проявили истинное лицо лидеров и активистов наших Хасэ и других общественных организаций. Хотя казалось, что после такой мастерицы собственных геноцидов, как Грузия, падать уже некуда. Куда там! Очень наивно казалось. Оказывается, еще очень даже есть. А персональной реакции от Адама Богуса из Адыгеи, Мухамеда Черкесова из Карачаево-Черкесии, Мухамеда Хафицэ из Кабардино-Балкарии, или их заместителей и помощников так и нет до настоящего времени. Кем их назвать после этого, и как к ним относиться? Как к духовным и нравственным лидерам народа, просто как к выжидающим попутного ветра политиканам или еще хуже? Похоже, что все выходит именно так. Не зря говорят: молчание знак согласия и одобрения. Кто там вас знает, может вы уже и белого коня приготовили, и сбрую золоченную снарядили? Не будем говорить, кому… О том они еще не знают сами, но «свято место пусто не бывает».

Ситуация с ними как в мультфильме «Маугли». Есть у тигра Шерхана маленький друг шакал, который поступает соразмерно нашей ситуации: «А мы пойдем на север…».

Правда, вот конкретно о Хафицэ, самом премудром из всех, по видимости – у нас еще впереди отдельный, весьма веселый, пусть сквозь слезы, разговор.

Лишь один президент Международной Черкесской Ассоциации Хаути Сохроков попытался как-то снять напряженность. Хоть и с опозданием, ожидая реакции вышеуказанных лидеров Хасэ, но так ее и не дождавшись, он выступил-таки с официальным обращением: «Адыги (черкесы) не хотят быть использованными в политической игре третьих стран». Но и здесь наши турецкие «не соотечественники» в лице бывшего президента «Федерации кавказских обществ» Ваджита Кадиоглу и действующего лидера Яшара Асланкая заявили, что, дескать, не согласны с озвученной позицией президента Ассоциации. То бишь, за 24 года турецкое яичко наконец-то вылупилось, да цыпленок оказался кривой.

Тяжело, наверное, Сохрокову, прекрасно понимающему последствия таких политических выкрутасов и ущерб, наносимый адыгским общественным организациям, имиджу руководству республик и всей стране в целом. Вот что говорят люди из его окружения: «Мы не против его (т.е. геноцида) признания. Наоборот, МЧА неоднократно обращалась по этому вопросу к руководству России…. Нам не нравится, что адыгов в этом процессе вызвался представлять такой политик, как Олег Ляшко, известный своими националистическими взглядами» (Арсен Мукожев).

А больше Ляшко ничем особым не известен? Ладно, оставим в покое его интимную жизнь/ Больных у нас ведь принято жалеть. Но остается вопрос: если на месте Ляшко была бы другая фигура, то все было бы нормально? И хочется задать второй, и самый главный вопрос: «Да что вы там, организованной толпой – с ума все посходили?»

Что в итоге? То, что МИД Украины по поручению Администрации Президента Украины П. Порошенко 07 июля 2014 г. официально ответило представителю турецкого движения «Патриоты Черкесии» юристу Мурату Йылдырыму о принятии к рассмотрению их обращения. По инициативе депутата Верховной Рады Ляшко в парламенте 01 июля 2014 г. зарегистрирован соответствующий законопроект за № 4203 «Об инициировании рассмотрения вопроса о признании геноцида черкесского народа».

А время все расставит по местам. Поздно ли, рано ли, но все вещи будут названы потомками именно своими именами. И творимое нацистами на Донбассе будет названо геноцидом, все эти ляшки, яроши, тягнибоки, каломойские – фашистами, и Порошенко с Тимошенко – продажными шкурами и военными преступниками. Но это история будущего.

А кем тогда назовут – нас с вами? Об этом кто-нибудь из подписантов, интересно, думал? Или у них, как в Индии у обезьян на традиционной ловле, в головах одна лишь «стратегия низшего типа», когда обезьяна готова дать себя поймать, но мешающую ей влезть на дерево тыкву со вкусным рисом бросить не готова?

Заглянув поглубже в души этих «радетелей за национальную идею», не увидим ли мы внутри самых обычных маргиналов, которым как раз на национальные идеи-то плевать по большому счету, а вот текущий конъюнктурный момент с конкретной для каждого личной политической, социальной точки зрения просто и осязаемо выгоден?

Ах, конъюнктура, конъюнктура… Порой глаза слепит, прям как конъюнктивит.

История нас так и ничему не учит. Все также, как примерно 200 лет назад, «помощников» у нас как своих, так и чужих хоть отбавляй – некоторые персонажи напомнили тех же Урквартов, Беллов, Лапинских, Сафарби Зануко и …

После серьезного разговора – можно немного и улыбнуться. Хотя насколько та улыбка выйдет доброй, на этот раз уж каждый сам решит.

Давайте посмотрим, как и собирались, от не-наших «деятелей культуры» отведем взор и направим его на деятеля, безусловно, без кавычек нашего – на Мухамеда Хафицэ, Тхамаду Адыгэ Хасэ КБР.

Аккурат после первого обращения общественников на предмет признания «геноцида черкесов», к предшественнику Порошенко, Турчинову Хафицэ к 150-летию Кавказской войны разразился на Интернет портале «Кабардино-Балкарской Правды» очень интересной исторической статьей. В ней он сперва «вбросил ключевое слово», сами догадайтесь, какое: В советский период продолжалась политика замалчивания правды о геноциде адыгов в 1763-1864 гг., дабы «не навредить» дружбе народов СССР.

Затем вполне справедливо и корректно отметил, что: «Разумеется, никто не переносит вину царских сатрапов на современную действительность и не предъявляет каких-либо претензий к кому бы то ни было из ныне живущих русских людей. Адыги знают, что простой русский народ был вовлечен в эту долгую столетнюю войну не по своей воле, а потому сегодняшнее поколение не несет ответственности за прошлые злодеяния царизма и его приспешников».

Затем живописал все самые вопиющие ужасы Кавказской войны (которых действительно хватало, к навсегда и справедливо установившемуся в нынешние времена всеобщему сожалению – как кавказскому, так и русскому), однако, свалив притом в одну кучу как бесспорные исторические факты, так и застарелые сплетни с домыслами, и заодно построив в одном ряду жертв этой войны черкесские народности, исчезнувшие по разным причинам, будь то сама война, или эпидемия, или неодобрительное отношение их соседей, охотно привлекавших русские войска на помощь в междоусобной борьбе с ними. Затем – подробно рассказал о трагедии вынужденного исхода соотечественников с родной земли, правда, отчего-то совершенно забыв упомянуть отраженную в фактических и общедоступных, вообще-то, исторических документах – весьма внушительную английскую и турецкую «помощь» в организации как военных провокаций и пропаганды, приводивших к непрерывному возобновлению боевых действий, так и самого исхода.

И закончил опять-таки вполне здравой и мужественной мыслью, с которой и не поспоришь, да и спорить со здравым словом не хочется: В оценке военных действий того времени сталкивается историческая память разных народов, отсюда неодинаковая интерпретация событий и фактов прошлого. Поэтому сблизить историческую память, примирить и сдружить народы можно только на основе правды, пусть горькой, но правды, ибо правда всегда сближает народы, а ложь разъединяет.

Хорошая получилась статья. Статья, которая удобна всем, и устроит всех. Сторонники фактов увидят факты, любители кухонного трепа получат поводы для трепа. Националисты-активисты найдут в ней столь необходимые для их политического существования «геноцид» и «Черкесию». Люди более мирного и позитивного настроя разглядят здоровую позицию примирения, не утратив притом исторической памяти. Русские почувствуют дружески протянутую руку (хотя стоит все же упомянуть, что воспитание в русских комплекса национальной вины стало уже обязательной «побочной задачей» наших местечковых фюреров всех рангов и мастей едва ли не в такой же степени, как у фюрера исторического – воспитание комплекса национальной вины в евреях!).

Прошу понимать правильно, и не искать между строк – не Хафицэ я причисляю к «местечковым фюрерам». Ни в коей мере. Я говорю о тех, кто будет пользоваться плодами его литературных трудов, как топливом для подогрева политических страстей…

Вот и приходится подытожить: для официальных властей Хафицэ просто промолчал по поводу обращения к руководству Украины, а для «геноцидных активистов» очень даже ясное слово молвил на портале КБП, кстати учрежденной правительством Кабардино-Балкарии. Знак подал, так сказать, кто – за кого, кто – с кем. Да как красиво, как изящно. Ну, просто как хороший шахматист.

Понятно? Непонятно? Ну, вот лично с Хафицэ на самом деле все давным-давно понятно. Плывем в струе, шагаем нога-в-ногу, надо будет, поплывем и сразу в трех струях, ведь две – давно уж пройденный этап. Хафицэ – это ведь наша в своем роде достопримечательность, наш собственный «адыгский Суслов» (для тех, кто не знает или не помнит: Михаил Суслов, главный идеолог СССР, умудрился пережить Сталина, Хрущева и Брежнева, продолжая оставаться на посту – не всякому дано!).

В советские времена он исправно редактировал и составлял сборники вроде «Одна судьба, одна дорога» 1984 г. с подзаголовком «Мы дружбой ленинской сильны». Восторженные письма, полные добрых впечатлений, от представителей тех самых зарубежных диаспор в нем размещал. Цитаты из дедушки Ленина эпиграфом ставил – вот, пожалуйста: Горячо приветствуя советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. В. И. Ленин. (Кстати, так и забирается порою крамольная мысль, а так ли уж дедушка был неправ?) А что делать… 1984 год – СССР на дворе, однако век иной.

В 90-е Хафицэ решительно ратовал за возрождение национальной культуры, и лично много для этого сделал. Хотя об истинном «возрождении» говорить все же было бы некорректно: замена при большевиках обычного права юридическим и введение русского языка в качестве языка межнационального общения – это еще не «убийство культуры», которую сохранять, в общем-то, еще со времен пресловутого русского царизма никто всерьез и не мешал. Но уже тогда ничем не препятствовал волне «националистического фантазирования» и «приплывшей» на ней, неоднократно упомянутой резолюции Верховного Совета КБР от 1992 г., провокационной и разлагающей добрососедские отношения с русскими и Россией, полноценной частью которой мы давно уже являемся, ничуть не препятствовал, а даже совсем наоборот.

А что делать? «Национальное возрождение» на дворе, однако.

А вот при «миротворце с кулаками», бывшем главе КБР Арсене Канокове, старательно остужал горячие головы воинствующих националистов и кулуарно отговаривал их от «геноцидной тематики».

А что делать? Новое руководство на дворе, однако.

Иной меняет убеждения, как носки, и всегда найдется оправдать это тем, что «стал сегодня он мудрее, чем вчера…». Что ж, и так порой бывает. И даже с теми, кто притом немало сделал нужного и полезного для сохранения и возрождения национальной культуры. Со всяким может быть, когда он сам – не лодка, а лишь парус. Нет, не мотор, а именно, что парус. Ведь парус надувается пузырем, кажется таким важным, он куда заметнее мотора, и он действительно очень важен, коли нет мотора. Но он всегда – всего лишь то, что ловит ветер.

Не дожиться бы нам столь ветрено до того, что люди внимательные и небезмозглые однажды скажут: «Ну, что с них взять? Какая Хасэ – таков и Тхамада…» (может быть это также относится и к лидерам Хасэ в Адыгеи и Карачаево-Черкесии).

Прочтет иной читатель все это и скажет: «Ну, все. Всем сестрам по серьгам отвесил. Того – не надо, этого – не надо, тут – позор, там – глупость, а вот здесь – так и вовсе преступление… эк раздухарился-то автор… Ну, а если он вдруг прав, так делать-то тогда что? Чего не делать, это он здесь расписал подробно…».

Да, что-то отрицая, конечно, нужно что-то предлагать. И вот здесь, в подобной ситуации, вероятно, что можно предложить всего лишь одно. То, что легко сказать, и очень трудно делать. Трудно, пока не вспомнишь о справедливости, совести и здравом смысле. Вот этот простой и никого лично ни к чему ничем не обязывающий рецепт: Давайте нормально жить в нормальной стране. По законам нашей страны. Не в веке 19-м, а в веке 21-м. И по нашим, традиционным нормам жизни. Они и в 25-м пригодятся. Они живут, пока живет народ, и даже пережить его способны, оставаясь в мировой культуре. Не дураки ведь их придумали. И жить давайте на своей земле, а не в виртуальном государстве чьей-то авантюрной мечты. И на земле всей этой страны, которая – наша страна, а не «одной ногой – здесь, другой – там». И не забывать никогда о том, кто мы и где мы. И неустанно переделывать ненормальное в нормальное, когда мы с ним сталкиваемся, а не проходить мимо него со словами – «не наше дело». Много накопилось и вокруг, и в нас самих такого, чего уже давно и всерьез переделать надо. И ум, и силы, и традиции у нас для этого – более, чем есть. Достаточно просто о них вспомнить, и ими пользоваться, им следовать, а не удобному с виду мифу о том, что «заграница – нам поможет!».

Давайте жить и поступать так, чтобы никто не мог потом о нас сказать «Ну, что ж… Какой народ – такие и патриоты…».

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере