Николай Телепнев

Прокуратура уравняла Православие и экстремизм

В это невозможно поверить, но отсканированные документы не оставляют никаких сомнений: Владимирская прокуратура развязала беспрецедентное дело по широко известной 282-й статье Уголовного кодекса РФ. В этом городе судят Игоря Артемова, кандидата исторических наук, одного из лидеров  организации «Русского общенационального союза» (РОНС). В принципе, Артемов позиционируется как православный националист, но судят его как раз не за это. Фактически его преследуют в судебном порядке за серию публикаций на религиозные темы – брошюру «Знамя русской победы» и альманах «III Рим».

Дело слушается в Ленинском районном суде Владимира. Основание? Приглашенные эксперты Владимирской лаборатории судебной экспертизы Мария Небукина и Мария Киреева выдали заключение, согласно которому Игорь Артемов без всякого сомнения является религиозным экстремистом. Экстремизм заключается в том, что в своих публикациях он «называет Православную веру «истинной», «вселенской», а также утверждает, что у Православной церкви есть знание об Истине и об Истинном Боге, и что единственный путь спасения - жизнь во Христе». В экспертном заключении это «квалифицируется как пропаганда исключительности и превосходства христианства, что является одним из признаков возбуждения религиозной ненависти и вражды».

Дабы не быть голословным и развеять все сомнения у недоверчивых читателей, начинаю вольно цитировать письмо на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленное членом Национального Совета РОНС, депутатом Новосибирского городского Совета Александром Люлько.

Артемов пишет: «Наша родная, истинно русская, хотя и вселенская вера - православие... Наша вера - истинная! А кто от нее отступил, «страха ради иудейска» - ему же хуже. Русские, будьте православными!» Эксперты делают вывод: «Пропаганда исключительности православия содержится в словосочетаниях «истинная вера» и «вселенская вера».

Артемов пишет: «У Русской православной церкви есть все: знание об Истине и Истинном Боге, огромный исторический и духовный опыт, миллионы искренне верующих людей; наконец - хорошо управляемая структура и дисциплинированная организация, построенная по иерархическому принципу». Эксперты делают вывод: «Высказывание представляет собой простое предложение с однородными подлежащими (знание, опыт, миллионы верующих, хорошо управляемая структура) при обобщающем слове «все». Утверждение о том, что у Русской православной церкви есть знание об Истине и Истинном Боге, можно рассматривать как пропаганду ее исключительности».

Следующая цитата из Артемова: «Двигать горы может только вера, родившаяся из чувства. Но верное чувство в России может развиться только на православном фундаменте». Эксперты возражают: «В данном предложении утверждается, что чувство в России может развиться только на православном фундаменте. Употребление ограничительной частицы «только» свидетельствует о том, что в России может быть исключительно православие, Такую информацию можно рассматривать как пропаганду исключительности православия».

«Все мы знаем также, что нам, православным христианам, безусловно суждена победа и на земле, и на небе», - пишет Артемов элементарные для православного христианина вещи. Эксперты не согласны: «Утверждение о том, что православным христианам суждена победа и на земле, и на небе, можно рассматривать как пропаганду исключительности православных христиан, так как слово «суждена», связанное в сознании носителей русского языка представлением о неизбежности того, что должно произойти, в сочетании со словом «победа», обозначающим «полное поражение противника» и, с данным словом, со значением уверенности, «безусловно» свидетельствуют о том, что победа православия над остальными религиями заранее предрешена».

«В душе русского воина ощущение великого счастья - исповедания истинной веры накладывалось на древнюю, с языческих времен, и бушевавшую во времена Святослава воинскую гордость за принадлежность к силе, никем непобедимой, на древние традиции дружинной чести», - слова Артемова. «Слово «истинный в русском языке имеет значение «действительный, настоящий, несомненный», следовательно, в анализируемых высказываниях утверждается, что православие - это настоящая религия, все остальные религии – ненастоящие», - вывод экспертов.

И вывод окончательный, как приговор: «Содержание печатного издания «Третий Рим» направлено на возбуждение ненависти и вражды по признакам национальности и отношения к религии».

В письме к Патриарху говорится: «Мы считаем, что если процитированные нами мысли будут запрещены как экстремистские, то это будет прецедентом, опираясь на который в России можно будет запретить едва ли не всю православную литературу». Насчет литературы – это еще мягко сказано. В таком случае под понятие «экстремизм» подпадает любое чтение Символа Веры, где провозглашается вера во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век…

«Просим Вас, как предстоятеля Русской Православной Церкви дать оценку: совпадают ли процитированные в данном письме мысли об истинности Православия и его роли в истории России и русского народа с позицией Русской Православной Церкви? Считаем ли мы, что Православие является истинной верой? Можно ли считать, что утверждение об истинности Православия является разжиганием ненависти и вражды к другим религиям?» - говорится в письме к Патриарху.

«Когда 282-я статья только набирала обороты, многие шутили, что теперь, мол, адептов всех мировых религий можно сажать за то, что каждый только свою религию считает истинной. Это говорилось со смешком - никто не верил, что такое может быть. И вот - пожалуйста, сбылось», - пишет Исполнительный директор Русского общественного движения (РОД) Наталья Холмогорова в своем сетевом дневнике.

«Как же хорошо, что у нас не прецедентное право, - цитирует «Русский Обозреватель» религиоведа Александра Чаусова. - Потому, что если бы оно у нас было, то сейчас бы «под фанфары» загремели все. Начиная от Патриарха Московского и всея Руси, заканчивая последней старушкой на церковной паперти».

Вам кажется, что это абсурд? Ученому-историку, православному Игорю Артемову тоже, наверно, показалось все абсурдом, когда ему предъявляли обвинение по статье 282, часть 1, УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». По этой статье предусмотрено наказание - «наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».