Максим Купинов

Пора ответить за «румынскую славу»

Интересное предложение выдвинул  историк из Приднестровья Николай Бабилунга. С его точки зрения, пора напомнить Румынии о преступлениях, совершенных ее войсками на территории СССР в годы Великой Отечественной войны:

«Румынам на Нюрнбергском трибунале не стали напоминать об их злодеяниях, румыны не платили Израилю и другим странам, где они творили свои кромешные дела, как Германия. Но ведь у наших народов память не такая короткая, как у наших руководителей. А что, если румынам будет предъявлен такой счет, тем более что они уже реабилитировали гитлеровского прихвостня Антонеску и чуть ли не вымаливают прощения у его тени?! Учитывая, что нынешний молдавский «вождь» уже обрисовал ясно и понятно свое кредо - Молдавия была и остается в числе проигравших величайшую битву народов мира против фашизма, то логично будет и с Молдавии, как и с Румынии потребовать запоздалую плату за сотни тысяч убитых, сожженных, покалеченных на территории России, Украины, да и самой Молдавии тоже! И доказать, что это был именно геноцид, юристам не составит никакого труда. И нынешние власти, как правопреемники недобитых нацистов времен Гитлера и Антонеску, как они воспримут такую весьма вероятную возможность»?

Но возникает вопрос - а при чем тут Молдавия? Дело в том, что и.о. президента Молдавии (нынешний молдавский «вождь») постоянно подчеркивает общность усилий Румынии и Молдавии в борьбе против Красной Армии.

Вместе с президентом Румынии Траяном Бэсеску  Гимпу принял участие в церемонии возложения венков на «кладбище румынской славы» в селе Цыганка. Военное кладбище в селе Цыганка было открыто летом 2006 года при содействии властей Молдавии. На нем захоронены 1020 румынских солдат, погибших на этих землях во время нападения на СССР летом 1941 года. В интервью газете «Коммерсант» Михай Гимпу поведал: «Многие из тех, кто воевал в румынской армии, в какой-то мере воевали за освобождение своей территории, которую в 1940 году оккупировала советская армия. Еще раз скажу: здесь много тонкостей».

Ну, а коли так – отвечать надо за «румынскую славу» со всеми ее «тонкостями». При том, что воевали румыны откровенно плохо, они  охотно участвовали в истреблении мирного населения на территории СССР. Наиболее масштабной акцией такого рода стало истребление евреев в Одессе и Одесской области, находившихся в период оккупации под румынской «юрисдикцией». Только здесь румынами, немцами и местными пособниками оккупантов были уничтожены от 200-250 тысяч человек. Известны также случаи массового уничтожения румынами славянского населения в Причерноморье и на Северном Кавказе.

Интересные воспоминания о нравах румынских оккупантов написал партизан Николай Овсянников. Вот что сказано о незадачливых союзниках Гитлера у него в мемуарах: «Если считать, что румыны боялись немцев как огня, - этого мало! Немцы считали, что румыны стали их союзниками в борьбе с большевиками по дикой нелепости. Они презирали их не меньше, чем нас, русских, и не терпели рядом с собой. «Zigeuner!» (цыгане) - только так и не иначе звали они румын. Дом, двор, в котором на постое были немцы, румыны обходили далеко стороной. Чуть что - немец кулаком в морду!»

То, что немцы приравнивали к цыганам своих румынских союзников, вовсе не мешало последним претворять в жизнь на оккупированных территориях расовую теорию по немецкому сценарию. Н. Овсянников пишет: «Не прошло и часа, как в сарай ввалилась целая группа солдат, человек шесть-семь, во главе с сублокотенентом. Все они толпою окружили новенького.

-    Встать! - приказал сублокотенент. - Ты еврей?
-    Нет, нет! Я не еврей! - как бы оправдывался мужчина. - Я не еврей!
Солдаты загалдели, затем кто-то из них приказал по-русски:
-    Снимай штаны, будем смотреть!
Мужчина, весь дрожа, покорно начал расстегивать ремень, пуговицы - и брюки упали.
-    Юда! Жидан! Юда! - вдруг радостно завопили все сгрудившиеся вокруг солдаты. На кулаках, пинками ног вышвырнули его из сарая и увели прочь со двора... ».

Совершено прав приднестровский историк. Вполне логично будет и с Молдавии, как и с Румынии потребовать запоздалую плату за сотни тысяч убитых, сожженных, покалеченных людей.