Сергей Спиридонов

Афганские христиане идут на мученичество

Под защитой оккупационных сил марионеточное правительство Афганистана устанавливает режим не более «демократический» и «правовой», чем его предшественник – «Талибан». Чего только стоит заявление вице-спикера нижней палаты парламента Афганистана Абдул Саттара Хаваси, который призвал публично казнить новообращенных христиан. Раздражение парламентария вызвали кадры крещения и совместной молитвы нескольких афганцев, показанные местным телеканалом «Noorin TV». Хаваси предложил «публично казнить» участников этого видеоролика и призвал коллег направить соответствующий запрос генеральному прокурору. Видео возмутило также студентов Кабульского университета. Сотни учащихся устроили акцию протеста, в ходе которой выкрикивали смертельные угрозы в адрес новообращенных христиан и призывали изгнать из страны иностранных миссионеров. В результате в Афганистане была приостановлена деятельность двух христианских гуманитарных организаций – норвежской «Церковной помощи» и американской «Всемирной церковной службы». По данным правозащитников, сегодня многие афганские христиане вынуждены скрываться из опасений расправы. Собственно говоря, в предложении вице-спикера никакой особой новизны нет, разве что предложение провести казнь публично. Три года назад широкую известность получил смертный приговор вынесенный человеку, перешедшему в христианство. Примечательно, что это был первый в стране такого рода процесс – их не было даже при талибах. Председательствующий в процессе судья Ансарулла Маулави сообщил, что обвиняемый 41-летний Абдуррахман был арестован в феврале 2006 года, после того как его семья обвинила его в том, что он обратился в христианство. Абдуррахмана обвинили в отказе от ислама и привлекли к суду. Во время слушания дела обвиняемый признался в том, что он обратился в христианство 16 лет назад, когда работал фельдшером в христианской организации, оказывавшей помощь афганским беженцам в Пешаваре. «Мы не против никакой религии, - заявил судья. - Но в Афганистане такие вещи противоречат закону. Это атака на ислам». Обвинитель Абдул Васи предлагал прекратить судебное преследование обвиняемого, если тот вновь вернется в лоно ислама, однако обвиняемый сказал, что не отречется от Христа, даже под угрозой смерти: «Я не неверный и не скрываюсь от правосудия. Я христианин. И если они хотят приговорить меня к смертной казни, то я приму это решение». «Мы могли бы его простить, если он вернулся в ислам, - добавил обвинитель, - но он заявил, что является христианином и будет оставаться им. Мы – мусульмане, и переход в христианство противоречит нашему закону. Поэтому он и заслужил смерть». Проработав четыре года в Пакистане, Абдуррахман 9 лет прожил в Германии. В 2002 году он вернулся в Афганистан и попытался получить опеку над двумя дочерьми, 13-ти и 14-ти лет, которые все это время жили со своими бабушкой и дедушкой. Разбирательство по делу было передано полиции. Во время разговоров с родителями выяснилось, что Абдуррахман – христианин и хранит дома Библию. Вслед за этим он был арестован, и ему было предъявлено обвинение. Примечательно, что спонсируемая государством Афганская независимая комиссия по правам человека призвала казнить Абдуррахмана, аргументируя это тем, что он открыто нарушил исламские законы. А год спустя после казни Абдуррахмана суд северной афганской провинции Балх признал студента Парвиза виновным в «богохульстве» и приговорил к высшей мере наказания – смертной казни. Утверждается, что молодой журналист занимался распространением антиисламских статей среди студентов университета. Однако коллеги Камбахша утверждают, что он не является автором статей. Он лишь распространял вовсе не антиисламские, а информационные и аналитические материалы, найденные в сети Интернет. Надо сказать, что афганские законы не содержат положений на этот счет, а Уголовный кодекс не говорит ясно о том, что переход из ислама в христианство является преступлением. В то время как в Конституции подчеркивается, что приверженцы других религий имеют право «исповедовать свою религию и следовать своим религиозным правилам в пределах и в соответствии с положениями закона», но ни Конституция, ни конкретный закон не определяют эти пределы. Например, в Афганистане нет закона, который бы четко говорил о том, может ли в стране действовать церковь. Бывший заместитель Верховного судьи Фазль Ахмад Манави так комментирует ситуацию: «Это дилемма для афганских судов. Присутствие международного сообщества в стране, оказание им военной и финансовой помощи, с одной стороны, и престиж афганских судов и мусульманского народа Афганистана – с другой, усложняют проблему». Во всяком случае, афганская конституция предусматривает, что Афганистан «будет соблюдать» Всеобщую декларацию прав человека, которая констатирует, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять религию или веру». Можно также отметить, что государства, чьи армии оккупируют Афганистан, и которые являются, по сути дела, спонсорами кабульского режима, имеют все необходимые рычаги, для того чтобы заставить местные власти уважать религиозные права меньшинств. Но вместо реальных попыток прекратить варварство, они ограничиваются чисто формальными протестами, которые Корзай демонстративно игнорирует. Между прочим, эксперты предполагают, что это ему позволяется делать для демонстрации своей «независимости» в глазах своих соотечественников, в целях поднятия своего престижа. Таким образом, афганские христиане приносятся коалиционными силами в жертву политическим играм.