Иконы и лакеи
Александр Гончаров

Иконы и лакеи

Вместо пролога На улицах города N танцевал дождь. Капельки отрывались от низких туч, прыгали по лужам, барабанили по зонтам прохожих и нагло пробирались в трубы домов. В сию погодку, когда автомобили, застыв перед светофором, негласно ругали своих хозяев на своем машинном языке за то, что недалекие люди решили проехаться от дома и до работы, на перекрестке появился всадник в потертых джинсах и синей рваной футболке с надписью: «Domini canes». Серая лошадь совершенно не замечала холодного дождя, а человек же как будто вообще и не думал о нем… В городе появился пророк, коий нес в руках икону Божией Матери «Одигитрия». Он смело ринулся на центральную площадь, соскочил с лошади и начал проповедь. Проповедь под дождем. И горожане стали толпами стекаться к нему. Он молил, говорил о Боге, исцелял больных и напутствовал здоровых. Пока… Пока не прибыла полиция и не доставила арестованного чудака во Дворец Правителя. В центральном зале, куда привели незадачливого проповедника, на троне восседал ничем не примечательный мужчина, одетый в роскошную бардовую ливрею с позументами. Старший полисмен объявил: «Ваша Усредненность, преступник доставлен». Правитель резко вскочил и мелкими шажками подбежал к задержанному. Тонкий голосок зазвучал как-то громко и визгливо: «Ну, здравствуй, здравствуй, мил друг! Кто ты? Иисус, Матрейя, Магомет или Зороастр? Сказывай. Сказывай!» Но молчал пророк. Правитель сказал чуть тише: «Раз желаешь молчать, то молчи. Но, вишь ты, какая штука вырисовывается. Ты проповедуешь. А это образовательные услуги. Налог платить надо. Ты исцеляешь. Но ведь это медицинские услуги. И здесь налоговые выплаты полагаются по закону. Ты воскрешаешь мертвых. Явно ритуальные услуги. Опять налог. Ты публично молишься. Зачтем за религиозные услуги. Тоже налогом облагаются». Но молчал пророк. Голос правителя стал твердым как камень: «Мне все равно, что ты делаешь. Заплати казне. И трудись на благо общества. Все горожане так живут. Все довольны судьбой своей. И счастливы под нашей властью». Плюнул пророк на дорогой паркет. И исчез… Правитель слегка опечалился и обратился к полисмену: «А принеси-ка мне, дружочек, гамбургер с арахисовым маслом. Желудок просит. Всегда кушаю, когда душевно разволнуюсь». И никогда больше в город N не приходили пророки… Античные рабы и философы Как-то читая труды древнеримских авторов, я с удивлением обнаружил, что городские рабы, разные там парикмахеры, слуги, философы, художники, поэты и педагоги, со значительным пренебрежением относились к рабам сельским, которые трудились на хозяина в тяжелейших условиях. Как-то сие совершенно не согласовывалось с классовым подходом и союзом обездоленных. Когда до городских рабов доходили рассказы о зверских порках в латифундиях, то подобная информация совершенно не вызывала у них сочувствия. Городские рабы полагали себя особами, приближенными к рабовладельцу и хотя сами подвергались часто унизительным и жестоким наказаниям, все равно испытывали гораздо большее ощущение привязанности к владельцу, чем к собратьям, обрабатывающим землю и пасущим скот. Наверное, так и возникла лакейская идеология. Ведь у лакея формируется сама по себе потребность преклоняться перед кем-нибудь в роли хозяина, унижать других лакеев (ниже по рангу) и оскорблять всех тех, кто выпадает из системы лакейских ценностей. Великий русский философ отлично это понял и написал: «Раб не потому раб, что его утеснили. Рабом человек делается потому, что он раб в своем собственном сознании, раб по душе, потому что у него рабская душа и недоступны ему переживания свободы. Не стоит, бессмысленно освобождать такого раба. Всякую свободу он все равно обратит в рабство. Аристократ, в платоническом сознании, есть внутренне духовно-свободный и прекрасный человек. У него нельзя отнять его свободы, ибо свобода – его субстанция, а не акциденция. [лат. - случайное, преходящее свойство предмета] Почему многочисленное рабство в древней Греции не могло смести в течение двух тысячелетий небольшую кучку аристократов? Потому, что каждый раб считал это положение нормальным и аристократ, действительно, был лучше его, истиннее его и раб нуждался в нем больше, чем тот в рабстве… Древнегреческие рабы тоже смекнули, что им выгоднее в каком-то отношении иметь над собой праздную аристократию. И этой смекалки хватило на тысячелетия». «Восстание лакеев» Ну, да Бог с ними с Грецией и с Римом-то! Ныне, похоже, весь свет превратился в Царство Великого Лакея. Федор Михайлович Достоевский не мог такого предусмотреть. Великий Инквизитор со скорбным челом и думами о меньшей братии отошел в прошлое. Его образ сдан в утиль за ненадобностью. Смердяков восторжествовал и пирует, нахлобучив на голову корону… Мудрый испанец Хосе Ортега-и-Гассет в 1929 году перемудрил со своим «Восстанием масс». Да никакие массы не предпринимали квазимятежа. Города и мегаполисы заполонили лакеи с их лакейской же сущностью. На Западе просто образовалась псевдоцивилизация лакеев, где все: от правителей и до ассенизаторов – обыкновенные лакеи. Недаром термины: «слуга народа», «слуга закона», «сфера обслуживания» и прочие приобрели в XX веке такую популярность. На первый взгляд кажется странным, что почти все современные российские лакеи преклоняют колена перед Западом. Что на Востоке аналогов лакеев никогда не имелось? Да, были, были. Но все равно Запад считается в лакействующих массах приоритетом. Впрочем, ларчик открывается просто. В «Акафисте Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу» есть 10-й кондак: «Спасти хотя мир. Восточе востоком, к темному западу – естеству нашему пришел, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа». Темным западом названо естество наше, а Запад именно этому естеству и потакает, его ублаготворяет, его холит и лелеет. Лакей же всегда приставлен блюсти телеса господина, обеспечивать комфорт и потому только «темное естество» и понимает. Для лакея Запад близок и приятен, Восток же, с его попытками прорваться за горизонты материального мира, видится чушью, возведенной в квадрат. Лакей по отношению к России и Православию обязательно занимает отщепенческие позиции, ведь Родину невозможно любить за подачки, а веру нельзя измерять «чаевыми»… Лакеи шастают по коридорам СМИ, пишут книги, снимают фильмы, рисуют картины, играют в футбол. Но все данные занятия для них значат не более, чем ливрея, которую легко можно заштопать, перекрасить или сменить на другую (только бы барин добрый попался и «бабло» вовремя подкидывал). Лакей всегда слышит зов денег, иные звуки не проникают в сознание его. Чисто лакейская фраза: «Человек стоит ровно столько, сколько он стоит». Лакей всех меряет своей мерой: «Кто дал больше «чаевых», тот и лучше». Но лакей обладает и своей «духовностью». Суть ее описывается примерно так: «Обязательно иметь хозяина, предугадывать мечты его и следовать словам его». А мы еще и удивляемся: «Почему появляются похабные кинофильмы? Почему мерзавцы рубят иконы и называют сие действо искусством? Почему для них история России – это сплошная тьма? Почему выливаются ушаты грязи на патриарха? А Александра Васильевича Суворова представляют в образе маньяка, изготавливающего из прогрессивных поляков шашлыки на дымном костре?» Барин сказал – лакей исполнил. Лакеи очень любят «меньшинства». Всякие: сексуальные, национальные и т.д. Потому что в любом нормальном обществе лакеи составляют меньшинство. Признаться в своем «лакеизме» не хочется, вот и выдумываются оправдания, когда лакеи возвышаются над всем миром вместе с крикливыми обиженными всех мастей. Все на земном шарике точно строили не лакеи, но они сумели отлично воспользоваться результатами сего строительства. Они неплохо освоили и финансы, и все прочее. Лакею неважно производство. Он не понимает грубых форм заводов и фабрик. А вот игра с ценными (и не очень!) бумагами – чисто лакейское занятие. Тем паче, что игра основывается на слухах и сообщениях, выдаваемых за реальные. В лакейской издревле скапливались сплетни о жизни в усадьбе. Теперь же нечто такое же распространяется и на биржах. Лакей, приученный к подлости, находит подлость у каждого. Лакей требует кристальной чистоты от других потому, что чувствует себя покрытым грязью от ушей и до пят. Печальна та страна, где лакеи навязывают всем свое мнение. Однако, лакеем быть на международной арене совсем и неплохо. Нобелевскую премию ведь присуждают тоже лакеи, и в НАТО они составляют большинство и даже среди протестантских религиозных кругов (недаром уже и женщин ставят себе во епископы и благословляют гомосексуальные браки). Господин велел… Либершисты-лакеи и укропитеки Идеологией, обслуживающей лакейство является либерализм. В позднем Советском Союзе либеральщина на-ура восприняла песню в исполнении Сергея Никитина на стихи Редьярда Киплинга (пер. с англ. Льва Блуменфельда): «Три вещи в дрожь приводят нас, Четвертой− не снести. В великой Kниге сам Агур Их список поместил. Все четверо − проклятье нам, Но все же в списке том Агур поставил раньше всех Раба, что стал царем. Коль шлюха выйдет замуж, то Родит, и грех забыт. Дурак нажрется и заснет, Пока он спит − молчит. Служанка стала госпожой, Так не ходи к ней в дом! Но нет спасенья от раба, Который стал царем! Он в созиданьи бестолков, А в разрушеньи скор, Он глух к рассудку − криком он Выигрывает спор. Для власти власть ему нужна, И силой дух поправ, Он славит мудрецом того, Кто лжет ему: "Ты прав!" Он был рабом и он привык, Что коль беда пришла, Всегда хозяин отвечал За все его дела. Когда ж он глупостью теперь В прах превратил страну, Он снова ищет на кого Свалить свою вину. Он обещает так легко, Но все забыть готов. Он всех боится − и друзей, И близких, и врагов. Когда не надо − он упрям, Когда не надо − слаб, О раб, который стал царем, Все раб, все тот же раб». Либералам казалось, что это осуждение «совка», на самом же деле, как показали последующие годы, сии строки служат во обличение именно их. Киплинг – империалист до мозга костей, отнюдь не мог сочувствовать разрушителям и пожирателям империй. Фашизм – тоже лакейство. Все вопли о чистоте арийской крови и ином – только лишь прикрытие для пана дворецкого, заявляющего, что его предки на протяжении трехсот лет выносили ночной горшок за графскими детьми. Поэтому-то либерализм отлично скрещивается с фашизмом и в итоге получается либершизм. В нынешнем Киеве до власти дорвались лакеи и либершисты. Тот же Порошенко постоянно входил, то в Раду, то в правительства и везде находился на вторых ролях. «Кушать подано!» − это его ключевое слово на политической сцене. Да и в бизнесе, сей персонаж явно собирал крохи со столов Ахметова и Коломойского. Поэтому все, что написал Киплинг в «Рабе…» наилучшим образом характеризует президента самостийной Украины наших дней. Не лучше его и Яценюк с гоп-компанией. Приезд Дж. Байдена – вице-президента США отлично показал всю их лакейскую сущность. Не хватало только ливрей для полной полноты картины, когда украинские политики приветствовали господина из Пиндостана… «Ты верным людям − Всеблагая Одигитрия…» Вообще, в XXI веке быть лакеем престижно и многодоходно. Но противно… Удивительный факт: лакеи ненавидят иконы и обвиняют православных христиан в идолопоклонстве. Лакей не будет разбираться и в том, почему наша Церковь так чтит Пресвятую Богородицу. Он всенепременно припомнит все гнусные анекдоты, сочиненные врагами христианства, про незаконнорожденность Христа и беглого римского легионера Пантеру. И полагают это смешным. Хотя здесь видна обыкновенная пошлость и совершенно неприкрытое богохульство. Но всякий богохульник и есть лакей, искренне гордящийся своей мнимой независимостью и «свободомыслием». Лакей не принимает чудеса, ведь чудо это вмешательство Бога в размеренную жизнь человечества. Лакей не может представить, что Тот, кто выше всех и вся, заботится о «малых сих». Лакей не станет заботиться. Зачем? Ведь взяточку то не дадут. Счетоводная мораль лакейства сама двигает его к атеизму и агностицизму… Лакея не интересует величие и разнообразие богородичных икон. Он не поклоняется «доскам». А вот людям православным иконы Богородицы важны и нужны… Наше богословие выделяет три основных типа икон Пресвятой Богородицы: «Елеуса», «Одигитрия», «Оранта», «Панахранта» и «Агиосоритисса». Каждое наименование не только выделяет особый тип, но и несет в себе огромную смысловую нагрузку для верующих людей. «Оранта» (в переводе с лат. – «молящаяся») − один из доминирующих образов Богородицы, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном сюжете молитвы. «Елеуса» (в переводе с греч. – «милостивая», «сострадающая»). «Елеуса» или «Умиление» − часто встречающееся изображение Божией Матери в православной иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. Икона раскрывает крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Господа к людям. «Одигитрия» (в переводе с греч. − «Указующая Путь»). «Путеводительница» − один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Священное Преданию доносит до нас сведения, что эта икона была написана Апостолом и Евангелистом Лукой. 10 августа (28 июля ст. ст.) совершается празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», чудотворной иконы, весьма любимой в Русской Православной Церкви. Смоленская «Одигитрия» проходит через века русской истории. Она светит, как настоящая путеводная звезда на всех перекрестках наших горестей и побед. Икона пришла на Русь из Ромейской империи (Византии) − великого христианского государство, выпестованного Православием. Еще в далеком 1046 году она прибыла вместе с византийской принцессой Анной – невестой князя Всеволода Ярославича, а потом (после смерти Всеволода) досталась князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, который и перенес икону в Смоленск. Смоленск – город, занимающий не последнее место в нашей истории. Перед образом молился воин Меркурий Смоленский, героически сражавшийся с одним из отрядов хана Батыя. А в 1812 году «Одигитрия» освятила русские войска под Бородино. Лакею не понять слезных молитв и радостных песнопений русских воинов, их жен и детей перед образом Смоленской иконы Божией матери. Лакеи с Украины открыто выразили свою ненависть к Православию. Лакеи не свободны, так как свободны рабы Божии. И только рабы Божии способны узреть настоящий путь, по которому их и ведет «Путеводительница». Рабы Божии никогда не станут пресмыкаться перед обамами и другими дутыми мироправителями, ибо над ними возвышаются Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Богородица, перед которыми любой земной царь не более чем прах. И зная сие, всегда с радостью в храмах православных 10 августа восклицают: «Ты верным людям − Всеблагая Одигитрия, Ты − Смоленская Похвала и всея земли Российския − утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианам спасение!» Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере