суббота, 4 Июля, 2020

Подробно

Долг 2012: между Сциллой и Харибдой

19.07.2010 - 17:41
Государственные долги Лето традиционно считается мертвым сезоном, даже разговоры о проблемах с госдолгами европейских стран поутихли. Правда, сама проблема никуда не делась, более того - становится все более острой. Долговые проблемы Греции ЕС с грехом пополам решил. Но это лишь капля в море реальных долговых проблем стран зоны евро. Даже у лидеров ЕС - Германии и Франции - соотношение долг к ВВП превышает 70%, а страны Южной Европы как никогда близки к дефолту. В настоящее время к российской экономике это имеет слабое отношение. У нас наблюдается бурный статистический рост в промышленности, устойчиво растут финансовые рынки. Правда, промышленность растет настолько странно, что данные Росстата вызывают сомнения у всех, кроме самого Росстата, а рост финрынков целиком и полностью зависит от цен на нефть и динамики зарубежных фондовых индексов. Но в общем-то наблюдается вполне благоприятная картина. Везде, кроме бюджета, который по-прежнему исполняется с существенным дефицитом и в ближайшие годы едва ли станет профицитным. По сравнению с 2009 годом доходы федерального бюджета выросли, но все равно не достигают докризисного уровня и уж тем более его нынешних расходов. Пока для покрытия дефицита используется Резервный фонд, но при нынешних темпах расходования он закончится к середине 2011 года. Правда, для выплат пенсий можно использовать средства Фонда национального благосостояния и тогда суммарных средств резервных фондов правительства хватит до конца 2011 – середины 2012 гг. Так или иначе¸ в среднесрочной перспективе правительству придется искать деньги на покрытие дефицита бюджета на долговых рынках. В сущности, мы уже сейчас вышли на долговой рынок – в апреле Россия разместила на международных рынках облигации государственного займа на $5,5 млрд. Доходность по пятилетним бумагам составила 3,741%, по десятилетним - 5,082%. При этом спрос на государственные облигации превысил предложение в 5 раз и составил, по предварительным оценкам, $25 млрд. Можно сказать, что размещение прошло успешно, поскольку деньги удалось привлечь на достаточно выгодных условиях. Связано это с двумя основными факторами – во-первых, с наличием на финансовых рынках существенных объемов ликвидности, которые инвесторы готовы вкладывать в любые надежные бумаги, во-вторых, при нынешней конъюнктуре сырьевых рынков российские государственные облигации являются достаточно надежным объектом для инвестирования средств. В своем нынешнем состоянии долговые рынки крайне нестабильны – даже греческие долговые проблемы привели к резкому всплеску стоимости заимствования. Что уж тут говорить о том, что будет происходить на долговых рынках, если хотя бы одна из европейских стран объявит дефолт по обязательствам. А вероятность этого достаточно велика. В первую очередь потому, что, несмотря на все уверения властей в светлом будущем, устойчивый рост мировой экономики так и не начался, а частные средства инвесторов не замещают собой господдержку. Без экономического роста единственным вариантом выплаты многими странами своих долгов будет являться гиперинфляция, на которую монетарные власти, как показывает прошлый опыт, не пойдут. Рейтинг же российских долговых обязательств традиционно ниже, чем европейских. Достаточно вспомнить, что размещение греческих облигаций под 5% годовых было воспринято рынком как предтече дефолта страны по обязательствам, а размещение российских бондов под те же 5% считается успешным. Основной причиной подобного рода градации является сырьевой характер российской экономики, а обязательства страны-поставщика сырья не могут быть менее рисковыми, чем облигации стран-покупателей сырья. Таким образом, можно утверждать, что ухудшение рейтинга европейских бондов приведет к автоматическому ухудшению рейтинга российских долговых бумаг. Что же получается в итоге? Европейские долговые проблемы вкупе с большими объемами потенциальных заимствований создают реальную угрозу того, что размещение облигаций госзайма на внешних рынках будет для России намного дороже, чем сейчас. Безусловно, существует альтернатива – прежде всего, это займы со стороны МВФ и Всемирного банка. Но эти организации дают деньги только при условии строгого выполнения их требований и рекомендаций. Все мы хорошо помним, чем это кончилось для России в 90-е годы. Более того, после кризиса в Юго-Восточной Азии единственной страной, которая успешно вышла из кризиса, была Малайзия, отказавшаяся соблюдать требования МВФ. Добавьте ко всей этой «мистике» требование сокращения дефицита бюджета, то есть бюджетных расходов, и получится, что занимать у МВФ для нынешних российских властей – это медленное самоубийство. Таким образом, самое позднее к 2012 году Россия окажется между Сциллой дорогих займов и Харибдой крайне настойчивого в своем дружелюбии МВФ. В своем нынешнем состоянии сырьевого придатка мировой экономики Россия не сможет прожить без внешних займов, а значит, уже в ближайшие годы властям придется выбирать из двух зол. Каков будет этот выбор, мы узнаем в ближайшие годы." Опубликовано в блоге khazin 19.07.2010

Больше материалов по теме

Тысячи верующих вышли на молебны по всей Черногории в защиту Православия
Отдел информации
Либералы, русофобы и уранополиты восстали против храма
Борис Джерелиевский
Какие нововведения ожидают россиян с 1 июля
Отдел информации
Десять кадров из столицы нашей Родины города-героя Москвы
Юрий Тутов
4 июля/21 июня - Обретение мощей преподобного Максима Грека
Александр Гончаров
Снова об убиенной собачке Великой княжны Анастасии
Андрей Мановцев
В деле русофобии Киев пытается копировать хозяина
Василий Прозоров
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования