Владислав Шурыгин: Мы выбрали место в шлейфе НАТО

Какие задачи ставит администрация США в отношении России и на постсоветском пространстве? Каковы позиции и устремления Китая, касающиеся северных территорий?
На эти другие вопросы в эксклюзивном интервью «Сегодня.ру» отвечает военный эксперт Владислав Шурыгин.

- Несмотря на шпионский скандал, Вашингтон всячески демонстрирует полное отсутствие проблем в отношениях с Москвой. В России играют в ответ. Даже генералы, называвшие НАТО вероятным противником, отправлены в отставку. Чем объяснимо смягчение риторики Москвы и Вашингтона в отношении друг друга?

- Тем что, США и Россия тихо договорились. В НАТО отлично понимают, что русской угрозы уже не существует, что весь наш наступательный потенциал демонтирован полностью. Если бы мы и захотели на кого-то напасть, то требуется, минимум 4-5 лет, чтобы создать хоть какую-то группировку. Мы разоружились, продемонстрировав НАТО добрую волю.

Соответственно, и от них были потребованы гарантии, которые были получены. Демонтаж НАТО в Европе подтверждает, что там не собираются тратить деньги на ветер – зачем обслуживать угрозу, которой нет? В Европе активно сокращают армии и вооружение стран НАТО. Есть основной модератор – армия США, которая следит за всем мировым пространством. В отсутствие же российской военной угрозы НАТО превращается в Варшавский Договор, в некий резерв для американцев. Необходимость держать армию на основном ТВД – в Европе – отпала. Поэтому НАТО сокращается.

При этом надо понимать, что совокупный потенциал позволяет странам НАТО во главе с США в течение 6-7 месяцев развернуть против России группировку для нанесения удара и полноценного ведения войны.

У нас такой возможности не предвидится даже отдаленно, потому что, повторюсь, все демонтировано. Осталась только ядерная бомба. Но применение ядерного оружия – вопрос политической воли.

На Западе прекрасно знают, что никто в России не решится применить ядерное оружие даже при серьезной угрозе и военном обострении отношений с НАТО.

Элита России полностью интегрирована в Запад – в виллы на Лазурном берегу, в обучение детей, в содержание бабушек, в заводы, в боны, в газеты и все что угодно.

Ядерное оружие из «оружия судного дня» превратилось в хлопушку, которая существует только для того, чтобы не унижали совсем.

Совершенно очевидно, что нынешние войны – это войны начала XIX века, когда повоевали, сменили ответственное за это правительство, договорились, выплатили контрибуцию…

- Возникает аналогия с локальным конфликтом в августе 2008…

- Тогда все уперлось в фигуру Саакашвили, который здорово подвел американцев. Штаты планировали здорово «макнуть» нас в случае с Грузией. Вся информационная машина была выстроена под некий аналог сараевского инцидента 1992 года, когда взрыв бомбы на рынке был выдан за сербский обстрел из минометов, и дальше вступился НАТО. А здесь все пошло наперекосяк – Саакашвили психанул, рванул вперед и тут же очень быстро бежал назад.

Но…… нам придется либо возвращать Южную Осетию с Абхазией, либо снова воевать за них, потому что совершенно очевидно, что точка не поставлена.

В целом же для нас ситуация незавидна – мы выбрали себе место в шлейфе НАТО. Понятно, что уже не идет речи о самостоятельности России. Понятно, что в результате переговоров достигнуто соглашение об отказе России от глобальных претензий.

Можно заметить, как на телеэкране ужали и сократили все, что касается любой стратегической информации – идут только новости из России, а из международной тематики освещаются только визиты первых лиц, теракты и стихийные бедствия. Всё. Мы отказываемся от глобальной роли – этим будет заниматься Китай. А нам отводится роль даже не регионального модератора, а самостоятельной единицы в углу Европы.

- Разве это не бомба замедленного действия, учитывая потенциал Китая? Ведь рано или поздно Пекин развернется на север…

- Я достаточно спокойно отношусь к понятию китайской военной угрозы. Китайская мудрость гласит: «Иди на юг, стой на востоке, строй на западе и бойся севера». Для них традиционно все неприятности и опасности приходили с севера. Достаточно вспомнить вторжение монголов. Это не значит, что нас боятся, но уклад жизни Китая таков, что на севере для них пока лежат мертвые земли.

Да, в Россию идет миграция и ассимиляция за счет жителей северных провинций Китая.Но большая часть населения этого вектора не имеет. Пока Китай относится к нам, как к хорошим оружейным гномикам, как немцы когда-то относились к чехам. Чехословакии платили зарплату, и она делала оружие для вермахта. Так есть и Россия, у которой куча технологий, которой пока нельзя овладеть, но можно использовать. Тем более что угрозы от нее никакой.

Поэтому рассматривать Китай как страну, которая завтра бросится завоевывать Сибирь и Дальний Восток, несколько наивно потому, что эти громадные пустынные, тяжелые и замерзшие земли никому не нужны.

Когда нам рассказывают, что там лежит вся таблица Менделеева и такие богатства, о которых мы не подозреваем, это красивая сказка времен Советского Союза, которую тогда делали былью. Тогда шли экспедиции, занимались геологоразведкой. Сейчас тишина. Разведано менее 3% всей Сибири, тайги на Дальнем Востоке. Себестоимость этих месторождений дико дорога, потому что лежат они в основном в зонах диких холодов, и для их развития нужно громаднейшие деньги. А для этого еще не вычерпана ни Африка, ни другие дешевые регионы, откуда ресурсы можно брать с куда меньшими затратами. Так что это вопрос скорее следующих 100-150 лет….

- Словом, опасности никакой – мир и тишина и на Западе, и на Востоке?

- Для нас проблема заключается в том, что движение США навстречу связано с тем, что сейчас в Вашингтоне больше думают об опасности Китая в ближайшем будущем, а не о том, что будет через 30-50 лет. И как раз для них создание в России плацдарма против Китая – очень важная вещь. Это первая задача Вашингтона.

В холодной войне, которая начнется с США, недружественность России будет очень серьезным мотивом для тех или иных поступков Китая. Американцы считают, что эта игра стоит свеч, тем более что заигрывать с нашей элитой можно. Отсюда вытекает вторая задача: американцы стремятся обеспечить контроль, удержав любой ценой нынешнюю администрацию в России.

Очевидно, что элита прозападная, коррумпирована, что с ней можно работать. Правила игры хорошо изучены. Приход к власти жесткого правительства Тэтчер в российском варианте никто на Западе не хочет и не ждет, потому что тогда все будет по-другому.

Третью задачу, которую ставят перед собой американцы – это недопущение ни в какой форме союза на постсоветском пространстве. Для этого делается все, включая нынешнее обострение Москвы и Минска. Кроме личных симпатий и антипатий, информационная война очень активно поощряется Западом.

Беседовал Юрий Котенок
(продолжение следует)