Ядерный трезубец России

Ядерный трезубец России

Россия обладает ядерным оружием в количестве, достаточном для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору. Средства доставки боеголовок: межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты, — скрыты под водой, спрятаны в земле и дежурят в небе.

По состоянию на январь 2014 года у России имелось 489 стоявших на боевом дежурстве баллистических ракет и 2038 ядерных зарядов к ним. Количество носителей и боеголовок в России и США интенсивно сокращается в соответствии с подписанным в 2010 году договором СНВ-III — к 2020 году стратегические ядерные арсеналы обеих стран должны составлять по 1550 зарядов.

Земля

Основу ядерных сил составляют ракетные войска стратегического назначения — на их долю приходится более половины имеющихся у страны ядерных боеголовок. Средствами доставки зарядов служат межконтинентальные баллистические ракеты нескольких типов. Подавляющее их большинство находится в состоянии минутной готовности к запуску в шахтах и на мобильных грунтовых комплексах.

У каждого типа пусковых установок есть свои преимущества. Шахты строились СССР в расчете на полноценную термоядерную войну и способны сохранить ракету даже при взрыве другой ракеты неподалеку. С появлением высокоточного оружия — способного, например, вывести из строя механизм открывания крышки шахты, — пусковые установки обзавелись активной защитой.

Обнаружив приближающуюся угрозу — боевой блок МБР, крылатую ракету или маневрирующую бомбу, — система выстреливает ему навстречу облако из металлических стрел и шариков. Один залп содержит около 40 тысяч поражающих элементов, летящих со скоростью почти два километра в секунду, и гарантированно превращает вражеское оружие в безвредное решето. Во время испытаний таким образом была уничтожена боеголовка ракеты Р-36М2 «Воевода».

С другой стороны, местонахождение ракетных шахт не является секретом для вероятного противника. Стационарные пусковые установки видны со спутников и легко узнаваемы, поскольку представляют собой стандартный набор сооружений по соседству с большими люками. Под люками скрываются, скажем, тяжелые ракеты Р-36 (по классификации НАТО SS-18 «Сатана»), несущие 10 боеголовок мощностью по мегатонне каждая. Базируются Р-36 в Оренбургской области и Красноярском крае.

В Калужской и Саратовской областях расположены пусковые установки «Стилетов» — так в НАТО называют МБР УР-100Н с шестью боеголовками по 550 килотонн. Самой массовой ракетой РВСН является «Тополь» с одним ядерным зарядом мощностью 550 килотонн — их у России более двухсот, разбросанных от Калининграда до Иркутска. Большинство «Тополей» базируется на подвижных пусковых комплексах, 14-колесных чудовищах минского производства.

Передвижные комплексы лишены шахтных недостатков: способны маневрировать в пределах дорожной сети страны, прятаться от спутников в лесах и ангарах, а перевод ракеты в боевое положение и ее запуск занимает несколько минут. К тому же твердотопливные МБР нового поколения, которые тягачи возят на своих широких спинах, неприхотливы в хранении, обслуживании и способны десятки лет сохранять боеготовность.

Российско-американское сокращение количества МБР помогает ракетчикам избавляться от старых, сложных в обслуживании ракет на ядовитом жидком топливе, параллельно модернизируя остающиеся на боевом дежурстве. В 2020 году основой РВСН станет ракета РС-24 «Ярс» — глубокая модернизация «Тополя», способная преодолеть существующие и перспективные средства противоракетной обороны, обрушив на цели четыре боеголовки мощностью по 300 килотонн.

Воздух

Ядерная авиация России представлена двумя типами самолетов, стратегическими ракетоносцами Ту-95 и Ту-160. Первый является старожилом ВВС (впервые поднялся в небо в 1952 году) и обладателем массы рекордов по дальности, скорости и продолжительности полета. Второй, самый крупный, мощный и тяжелый боевой самолет в мире летает на сверхзвуке. При создании ракетоносца 35 лет назад были использованы технологии малозаметности — благодаря им Ту-160 внезапно появляется в разных концах планеты (дальность полета у него более 12 тысяч километров плюс дозаправки), изрядно нервируя тамошнее ПВО.

Обещание Дмитрия Рогозина вернуться на бомбардировщике вызвало панику в Румынии, а подлеты ракетоносцев к американским и японским границам вынуждают поднимать в воздух истребители. Пытаясь угнаться за «Белым лебедем», те сжигают свои двигатели на форсаже, в то время как для ракетоносца скорость, близкая к звуковой — крейсерский режим.

Оба самолета вооружены крылатыми ракетами Х-55, предназначенными для поражения стационарных целей — их координаты вводятся в блоки управления ракет перед вылетом. Ракета летит три тысячи километров по настильной траектории, огибая рельеф местности, со скоростью 920 километров в час и доставляет в указанное место ядерную боеголовку мощностью 200 килотонн.

Ту-95 несет шесть таких ракет в барабанной пусковой установке, размещенной в фюзеляже. Еще 10 X-55 могут быть подвешены под крыльями. Ту-160 — 12 ракет в двух барабанах. Последнее время стратегическая авиация России активно перевооружается на крылатые ракеты Х-101 и Х-555: не уступая предшественницам в скорости и дальности, они значительно превосходят Х-55 в точности. Первая способна поражать движущиеся цели (например, авианосцы). Вторая — влететь в заданное окно.

 

Вода

Подводные ракетоносцы — особая часть ядерной триады. У них больше всего шансов уцелеть в адовом пекле первого ядерного удара, поэтому морской составляющей стратегических ядерных сил уготована миссия удара ответного. Она и удерживает особо горячие головы от заветных кнопок, поскольку даже один уцелевший ракетоносец способен устроить пару десятков Хиросим, что для любого государства является ущербом неприемлемым. А уцелеет подлодок, если что, намного больше…

Отыскать в мировом океане идущий на глубине атомный крейсер — совсем не то же самое, как обнаружить крейсер надводный. В особенности, если на глубине идет новейшая российская подлодка проекта 955 «Борей». Она оснащена водометными движителями и другими приспособлениями, обеспечивающими «Борею» шумность впятеро меньшую, чем у лодок проектов «Щука-Б» и «Антей». С другой стороны, чувствительность гидроакустического комплекса «Борея» на треть выше, чем у основной американской АПЛ типа «Вирджиния». Та способна обнаружить корабль на расстоянии 230 километров, в то время как «Борей» слышит шум чужой подлодки за 320 километров. Эти два свойства: собственная бесшумность и чуткий слух, — позволяют подводным крейсерам проекта 955 скрытно выдвинуться в точку залпа.

Главное оружие «Борея» — 16 МБР «Булава». Эта ракета во многом унифицирована с «Тополем» (ее создавало то же КБ), но несет десять ядерных зарядов мощностью по 150 килотонн. Каждая из боеголовок способна маневрировать, уклоняясь от противоракетной обороны. С той же целью «Булава» на конечном участке траектории выстреливает 20 ложных целей.

В состав ВМФ России приняты две подлодки проекта 955: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Третья, «Владимир Мономах» проходит государственные испытания. Четвертый корабль, «Князь Владимир» — строится. К 2020 году намечено ввести в строй восемь подводных крейсеров этого типа, увеличив количество баллистических ракет на их борту до 20.

Кроме того, боевое дежурство несут подводные стратегические ракетоносцы проекта «Дельфин» (Северный флот, шесть кораблей) и «Кальмар» (Тихоокеанский флот, четыре корабля). Одна подлодка проекта «Акула» используется для испытания ракет «Булава».

 

Возмездие

У российского ядерного трезубца есть и четвертый зуб, невидимый. Это система гарантированного ответного удара, действующая без участия человека. Спрятанный под землей мощный компьютер постоянно анализирует огромные объемы информации: данные системы предупреждения о ракетном нападении, сейсмической и радиационной активности, массу других факторов.

Если искусственный разум придет к выводу, что на Россию было совершено массированное ядерное нападение, а командные пункты и Генеральный штаб не отвечают, будут запущены особые командные ракеты. Они полетят над страной, рассылая команды на запуск всех имеющихся зарядов: в шахтах, на кораблях, передвижных комплексах и самолетах. Называется система «Периметр».

Антон Валагин

Источник