Саур-Могила хунты
Виктор Пастушенко

Саур-Могила хунты

После ухода сил ополченцев из Славянска многие ожидают, что основное сражение развернётся на подступах к Донецку. Однако попробуем посмотреть на войну с несколько иной точки зрения.

Любая военная операция – прежде всего, снабжение… живой силой, боеприпасами, техникой, топливом и всем прочим, необходимым для её продолжения.

Откуда идёт значительная часть каналов снабжения у ополченцев Донбасса? Правильно, из России. Оттуда же направляется гуманитарная помощь, туда же ведут гуманитарные коридоры для беженцев, которые не хотят остаться под властью хунты.

Следовательно, основная цель Киева – отрезать Донбасс от границы. Этим хунта упорно занимается последние недели: в районе погранперехода «Мариновка» ей удалось организовать прорыв своей группировки на восток вдоль границы. В результате образовалась вытянутая полоса вдоль южной границы ЛНР протяжённостью около 100 км, занятая украинской армией.

Основу группировки там составляет 72-я отдельная механизированная бригада ВС Украины. Главная база карателей находится в селе Бирюково – посередине между КПП «Должанский» на российской границе и городом Свердловск. Оттуда устраиваются рейды на Изварино и Червонопартизанск.

Если посмотреть на карту, то возникают некоторые исторические параллели. Ничего не напоминает?

Тогда вспомните весну 1942 года и деревню Мясной Бор в Новгородской области, через которую проезжаешь по пути из Москвы в Питер. Именно там «захлопнулось» кольцо окружения печально знаменитой 2-й ударной армии, которой командовал приснопамятный генерал Власов.

Только здесь аналогом Мясного Бора вполне может стать легендарная высота 277,2 – одна из самых высоких точек Донецкого кряжа. Она сейчас у всех на слуху и её название – Саур-Могила.

Народная легенда связывает возникновение этого топонима с именем запорожского атамана Саввы Морозенко, замученного на ней турками в незапамятные времена. В ясные зимние дни с неё виден противоположный берег Таганрогского залива, находящегося почти за 100 км к югу: летом, правда, атмосфера не настолько прозрачная, чтобы любоваться таким зрелищем.

Значение такой командной высоты в комментариях не нуждается: в 1943 году в её окрестностях развернулись основные бои на Миус-фронте.

А до российской границы от Саур-могилы – всего 10 км. Этот узкий перешеек и составляет самое слабое место хунты: для перерезания её коммуникаций достаточно удара в сторону КПП «Мариновка», который тоже находится на возвышенности.

Поэтому основное сражение стоит ждать именно здесь. Хунтовцы тоже прекрасно понимают, что без контроля над границей сломить сопротивление ДНР и ЛНР им не удастся, и будут всеми силами препятствовать замыканию кольца вокруг своих сил. А если таковое и будет иметь место, то потребуется вывод окружённой группировки.

Весьма заманчивым представляется для хунты нанесение деблокирующего удара с северо-запада через Дебальцево и Красный Луч, что могло бы отсечь ДНР от ЛНР. Однако на этом направлении есть слабое место: возле посёлка Светлодарское дорога Харьков–Ростов дорога пересекает Мироновское водохранилище. Место очень удобное для организации обороны, поэтому его придётся обходить. Но с запада расположены Горловка и Енакиево, а с востока направление прикрывают Лисичанская и Стахановская агломерации.

В свете этого, выдвижение сил ополченцев в Попасную, ранее бывшую тыловым городом и не содержавшую серьёзного гарнизона, можно рассматривать как создание новой оборонительной линии Северодонецк–Лисичанск–Попасная–Горловка–Ясиноватая–Донецк. Протяжённость нового фронта по сравнению с тем, что было под Славянском, выросла в разы, и хунтовским полководцам придётся провести ещё немало бессонных ночей над картами.

Что касается Донецка, то это – громадный ромб с диагоналями 40 на 25 км, а вместе с Макеевкой, Ясиноватой, Харцызском, Горловкой и Енакиево он представляет собой огромный мегаполис, обложить который со всех сторон как минимум очень сложно. С запада Донецк прикрыт Карловским водохранилищем, где украинские войска ведут безуспешные бои, а с юга – Донецким морем, рекой Кальмиус, и железнодорожной веткой Доля–Иловайск с очень малым числом переездов и мостов.

Фактически хунта оказалась перед фактом необходимости планирования новой операции в условиях увеличившейся линии фронта, неспокойного тыла и усиливающегося в организационном отношении ополчения. Поэтому многие её деятели признают, что задача перед ними стоит крайне трудная.

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере