«Мы родом из одной беды»
Отдел информации

«Мы родом из одной беды»

Беседас отцом Андреем (Новиковым)

«ЗАВТРА«. Отец Андрей, позвольте от имени редакции нашей газеты и Александра Андреевича Проханова поздравить вас с поставлением во временно исполняющего обязанности настоятеля московского Храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Как случилось что вы, секретарь Одесского епархиального управления, оказались в столице России?

Протоиерей АНДРЕЙ.Не по своей воле. Меня вызвал на допрос в Киев тот же самый следователь Службы безопасности Украины, который, пытаясь арестовать протоиерея Олега Мокряка, приезжал в Одессу с группой автоматчиков спецназа СБУ. Он заявил, что я прохожу по делу как свидетель, но было ясно, что как только появлюсь там, сразу могу превратиться в обвиняемого.

Я спросил о наличии повестки на допрос— внятного ответа не получил. Кстати, на тот адрес, где я прописан, никакая повестка до сих пор не пришла. То есть нынешние украинские власти вершат беззакония, не оставляя документальных следов. Идут не аресты, а похищения людей по всей Украине.

И я думаю, что за это, за судьбу Александра Харитонова и других узников нынешней киевской власти, которые выступили против февральского госпереворота, доля ответственности лежит и на России.

Эти люди поддержали русский мир, русский язык, и именно за это были брошены в тюрьму. Кроме России, никто их сегодня спасать не будет. Но и Россия никаких шагов по их спасению не предпринимает. А ведь люди поверили словам, которые прозвучали после присоединения Крыма не только от президента Путина, но и от других представителей российской власти: «Мы, русские, своих не сдаём!»

Я не знаю, пошли бы они на всё это, зная, что такие слова— лишь слова, что никакой реальной поддержки их действиям не будет, что их будут держать в подземелье, подвергать издевательствам и смеяться в лицо: «Ну, и где твои русские? Где их помощь?»

Самое страшное— не нападения «Правого сектора», даже не смерть. Самое страшное— это сидеть в одиночке и осознавать своё бессилие, невозможность хоть на что-то повлиять.

«ЗАВТРА». Какова, по-вашему, в этом конфликте позиция церкви, позиция Московского патриархата?

Протоиерей АНДРЕЙ.Говорить от лица Церкви, обозначать её позицию я не могу. Я только попытаюсь разъяснить позицию Церкви, которая засвидетельствована её руководством. Та мысль, которая красной нитью проходит через заявление Священного Синода и в словах патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заключается в следующем: на территории Украины не может существовать только одна политическая точка зрения, которую силой пытаются навязать всем. Церковь заявила о недопустимости применения армии против гражданского населения, она не хочет новых жертв с обеих сторон. Церковь настаивает на том, чтобы сложили оружие, прекратили войну те, кто её развязал. Те, кто хочет добиться принятия своей точки зрения и признания своей власти военным путём. Патриарх Кирилл направил Петру Порошенко по поводу его избрания президентом Украины телеграмму, которую многие называют поздравлением. Но, по сути своей, это не поздравление, а наставление и назидание адресату. Это призыв к политику одуматься и остановить весь тот аппарат насилия, который сейчас запущен в действие на Украине.

«ЗАВТРА». Отец Андрей, каждый священник исполняет свою миссию служения Богу там, где его поставит Церковь. Какой вы видите свою миссию здесь, в столице России, планируете ли оказывать какую-либо помощь тем, кто противостоит нынешним киевским властям?

Протоиерей АНДРЕЙ.Конечно, и это, прежде всего, молитвенная помощь. Я буду возносить свой голос в той непрерывной общецерковной молитве за мир на Украине, которая звучит сегодня. Второй момент— это проповедь, свидетельство о правде Божией, о том, что сегодня реально происходит на Украине и вокруг неё. И здесь для тех, кто не знает правды, или не готов эту правду воспринять, нельзя ограничиваться только проповедью в храме— её нужно выносить на страницы прессы, на радио и телевидение, в Интернет.

Третий момент— это, конечно же, сбор гуманитарной помощи тем, кто реально страдает от происходящей катастрофы. Когда авиация бомбит жилые кварталы и инфраструктуру, лишая людей электричества и воды, когда под удар попадают школы и больницы, наша цель— обеспечить людей всем необходимым для сохранения их жизни и здоровья. Это и лекарства, и предметы личной гигиены, и еда, и материальные средства, и, как только станет возможным, восстановление разрушенного жилья и многое другое. Таково деятельное проявление христианского милосердия.

Сбор помощи идет и в рамках Русской православной церкви в целом, и отдельных её приходов, включая и наш храм.

Так уж естественно получается, что раз я, фактически изгнанный киевской хунтой из Новороссии, нахожусь здесь в качестве временно исполняющего обязанности настоятеля храма, то ко мне обращаются другие беженцы из Новороссии: не только Одессы, но и других городов. Некоторые из них становятся волонтерами: занимаются и сбором гуманитарной помощи, и её хранением, и доставкой через границу. Многим просто приятно услышать слово пастыря— своего земляка, который хорошо понимает их интересы, проблемы и нужды. Мы родом из одной беды, и эту беду будем преодолевать сообща.

Беда часто объединяет нас не только в плане борьбы против общего врага, но объединяет мировоззренчески. И правые, и левые, и «белые», и «красные» сегодня на фоне украинских событий прекрасно понимают, что прежде всего должна быть Россия, что разделяющие их идейные и политические взгляды вторичны, а первично именно существование России, русского мира. На этой основе произошел тот самый синтез патриотизма, о котором не раз говорил и писал Александр Андреевич Проханов.

Например, когда ко мне обращаются с разными оценками фигуры Сталина— а мы знаем, что вокруг неё кипят почти непримиримые противоречия, я всегда говорю о том, что сторонники «отца народов» любят его не за репрессии того времени, не за взрывы храмов. А за то, что была Великая Победа, что наша страна совершила грандиозный прорыв к вершинам человеческой цивилизации в целом. И признание советского периода отечественной истории вовсе не умаляет другие периоды её. Мы не о прошлом должны заботиться, а о том, чтобы Россия была вечной и великой, чтобы она жила по правде Божией, а формы, в которых это произойдет, Бог нам даст.

«ЗАВТРА». Отец Андрей, примите нашу искреннюю благодарность за эту встречу и беседу. Всегда будем рады видеть ваше пастырское слово на страницах нашей газеты.