Скандал на почве сектоведения
Отдел информации

Скандал на почве сектоведения

Изобретатель теории борьбы с «тоталитарными сектами» и одновременно председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Александр Дворкин оказался в центре очередного скандала. Журналист Анна Смирнова, недавно получившая у него интервью, обвинила его в воровстве результатов ее труда, в искажении текста интервью (причем не только своих, но и ее слов), а также в ложных обвинениях в свой адрес, которые сектовед-председатель распространил публично.

Конфликт разгорелся после публикации Дворкиным на сайте православие.ру текста злополучного интервью, предисловием к которому стала небольшая статья, в которой А.Л. Дворкин обвинил неких сектантов в клевете на себя и упомянул в этом же контексте имя взявшей у него интервью журналистки, видимо, с намеком на ее связь с теми самыми сектантами. Намек еще более усиливала названная причина преждевременного размещения текста интервью: «предваряя обещанную журналистом публикацию, решили опубликовать полный текст этого интервью на православном сайте».

Понятно, что делавшая материал журналист Анна Смирнова никак не ожидала публикации своего интервью в другом месте и без какого-либо согласования с ней. В своей ответной статье она описала это так: «Таким образом, Дворкин не просто воспользовался плодами моей работы – расшифрованными и вычитанными комментариями. Он дополнил их тем, чего не говорил (о чем свидетельствует аудиозапись), сместил акценты с нейтрально-уточняющих на обвинительные в сторону неких "сект", представил себя в очередной раз героем и спасителем, и получил бесплатную публикацию, сделанную чужими руками. Я утверждаю, что подобные действия – суть воровство».

Также Анна сделала предположение в отношении причины этой выходки сектоведа, которая, по ее мнению, заключена в том, что в интервью он элементарно «наговорил лишнего». Анна провела сравнительный анализ текста интервью по версии Дворкина, а также того текста, который получился у нее при расшифровке аудиозаписей. В результате, текст оказался искаженным более чем на половину: «подсчитав количество удаленных из исходного текста интервью символов и количество дописанного им текста — получилась разница в 10 600 символов! Это ровно то количество, которое Дворкин добавил в оригинальный текст или изменил». Свои слова журналистка подтвердила публикацией аудиозаписи и сравнительной таблицы, из которых действительно очевидно, что интервью в редакции Дворкина претерпело значительные изменения, и извращены были не только ответы Дворкина, но и вопросы и реплики самой Анны.

Темой скандального интервью стала недавняя публикация в СМИ документов, свидетельствовавших о продолжительном нахождении А.Л. Дворкина под наблюдением психиатров. Тема вызвала большой ажиотаж и множество споров, еще более обострившихся после нескольких заявлений Дворкина и его сторонников, которые противоречили одно другому. Сначала стороной Дворкина было заявлено о том, что все опубликованные документы – фальшивые, история психиатрического лечения – клевета, а диагнозы, указанные в документах... – нетяжелые и вполне поддающиеся излечению. Понятно, что такое опровержение только подогрело интерес к ситуации. После того, как прошла первая волна обсуждений в интернете, сторона Дворкина все же сошлась на том, что сектовед таки находился в психиатрической больнице и состоял несколько лет на учете в психоневрологическом диспансере, но причиной тому была его попытка откосить от армии. Эта версия и была озвучена сектоведом при публикации своей версии украденного интервью.

Однако, как выяснилось далее, версия с «откашиванием от армии» также не выдерживает никакой критики. Дело в том, что Анне все-таки удалось довести свой материал до завершения. В новую публикацию, кроме интервью, вошли комментарии многих экспертов, из которых можно сделать вывод о том, что опубликованные документы являются настоящими, и версия с попыткой откосить от армии – притянута «за уши», т.к., по мнению экспертов, во многом не соответствует реальному положению вещей в этой сфере.

Так что даже на этом история с диагнозами сектоведа не заканчивается. Несмотря на то, что с момента официальной публикации материала Александр Дворкин никаких новых заявлений не делал, всем понятно, что неразрешенных вопросов после этого конфликта стало еще больше. Возможно, в ближайшем будущем сторона Дворкина сделает новое заявление, которое все расставит по своим местам.

Читайте нас вФейсбуке,ВКонтактеи вТвиттере