Дмитрий Орлов

Провокатор в чалме вновь взялся за старое

Сайт Совета муфтиев России сообщил о массовых волнения мусульман в Москве перед пятничной молитвой. Конфликт начался из-за того, что тротуары, которые обычно используют верующие для молений во время больших праздников, были 8 октября перекрыты сотрудниками милиции. Позднее выяснилось, что это были отряды УВД Центрального административного округа. Они закрыли проход на площадку рядом с Соборной мечетью и спорткомплексом «Олимпийский», где за неделю до этого решено было оборудовать молельный зал в виде зимнего шатра на 1,3 тыс. человек, и где сейчас спорткомплексом устроена автостоянка. В итоге прихожане начали занимать проезжую часть и расстилать коврики для моления прямо на дороге. Представители СМР высказали свое негодование по этому поводу и пригрозили «праведным гневом». 7 октября председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин провел открытое совещание с руководителями местных религиозных организаций Москвы и Московской области. «Молящиеся мусульмане на улице, под дождем, солнцем и снегом – это признак крепости нашей веры, но и неуважение по отношению к мусульманской умме. Ведь мы полноправные труженики, патриоты, исправные налогоплательщики. Почему в городе, где предки сегодняшних мусульман проживали испокон веков, люди должны совершать моления на улице?» - заявил Равиль Гайнутдин. Не совсем ясно, какие предки таджиков, узбеков, азербайджанцев и дагестанцев «проживали испокон века» в Москве? Если же глава СРМ имеет в виду коренных московских татар, так существующих мечетей им более чем достаточно. Между тем, информация о крупномасштабном конфликте и массовых волнениях опровергается как многочисленными очевидцами, так и правоохранительными органами, а реально имевший место инцидент не заслуживает внимания не только федеральных, но и городских властей. «То, что мусульманам пришлось идти в обход из-за образованной на их привычном пути автостоянки, возмутило лишь нескольких стариков, все остальные спокойно пошли в обход», – сообщает очевидец происшедшего. И это понятно – основную массу мусульман находящихся сейчас в Москве волнуют куда более насущные вопросы, чем количество мечетей в российской столице. А именно, проблемы с регистрацией, цены на жилье, количество торговых мест на рынках, и многое другое. «Большинство мусульман, сколько бы их не было в Москве, особенно те, которые сюда приехали из других регионов, хотят, чтобы их оставили в покое, они хотят спокойно работать, и испытывают совсем другие чувства, нежели «праведный гнев». Поэтому я думаю, что Гайнутдин просто нагнетает ситуацию», - отметил известный исламовед, президент Таврического общества Александр Люлька. Так ради чего СМР потребовалось раздувать шум вокруг незначительного инцидента, и грозить москвичам? Ответить на этот вопрос нетрудно, если принять во внимание продолжающийся спор московского муфтията со спорткомплексом «Олимпийский» по поводу площадки, на которой муфтият хочет соорудить временный молельный зал, а «Олимпийский» - устроить автостоянку. К этому можно прибавить желание Совета муфтиев, несмотря на протесты местных жителей и решение префектуры пойти навстречу недовольным во чтобы то ни стало построить мечеть в Текстильщиках. Кстати, в сообщении СМР о «волнениях» утверждалось, что «волнующиеся» начали сбор подписей за строительство мечети в Текстильщиках. Очевидно, что с помощью раздувания несуществующих конфликтов, Совет муфтиев пытается надавить на московские и федеральные власти, пытается манипулировать ими. Подобной точки зрения придерживается, в том числе и известный исламовед Роман Силантьев. Он указал, что с приходом нового градоначальника может измениться расстановка сил среди мусульманских организаций. По его словам, при предыдущем мэре Юрии Лужкове председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин пользовался покровительством властей, и представители других мусульманских организаций при этом не могли получить разрешения на строительство в столице своих мечетей. Теперь монопольное право Совета муфтиев на представительство всех мусульман столицы, негласно установленное при экс-мэре, может быть пересмотрено, а скорее всего и будет (если принять во внимание деструктивную деятельность СМР) пересмотрено новым градоначальником. Роман Силантьев считает, что такая постановка вопроса, какую предлагает Гайнутдин, провокационна, а заявления о «праведном гневе народных масс» похожи на попытки шантажа властей. По мнению эксперта, последние события могли быть демонстрацией силы перед будущим градоначальником. Следует отметить, что мусульмане, у которых понятие таинств отсутствует как таковое, могут оправлять свои религиозные обряды не только в мечети, но и в любом «чистом» помещении. Соборная мечеть в Москве далеко не единственная, кроме того, есть десятки молельных помещений. Тем не менее, в столице на праздник Ураза-Байрам, по данным милиции, пришли 55 тыс. верующих. Столь большое скопление людей вызвало пятичасовые пробки на проспекте Мира. Милиционерам пришлось перекрыть Олимпийский проспект. Тут же возникли пробки на Садовом кольце. Все улицы, прилегающие к Соборной мечети, с утра были заняты молящимися. Люди сидели на принесенных с собою ковриках. Кто-то забрался даже на ближайшие гаражи и молился там. На линиях метро, ведущих к станции «Проспект Мира», скопились массы людей, приехавших к мечети. При этом ничего подобного в других местах, например, в мечети на Большой Татарской не происходило. Все это навело экспертов на мысль, что это была своего рода целенаправленная демонстрация, этакий флэш-моб, призванный показать москвичам, во-первых, мощь мусульманской общины, а во-вторых, острую потребность в новых мечетях. Александр Люлька считает, что реальное количество столичных мусульман подсчитать трудно, «если только они все не пойдут и не зафиксируют своё присутствие в общинах». «По составу и поведению людей, которых собрали на молитву около мечети, было видно, что эти люди в Москве не живут. Было явно видно, что они и метро пользоваться не умеют – их организованно увозили. Поэтому есть тенденция преувеличивать число мусульман, и это делается не в первый раз… Происходит попытка шантажа власти и общества этими завышенными цифрами. Не в первый раз применяется сомнительная методика, имеющая целью показать, что православных в Москве становится всё меньше, а мусульман – всё больше. И я не думаю, что Гайнутдин может привести достоверные источники того, что в Москве проживает мусульман хотя бы вдвое меньше названной им цифры. Поэтому иначе, чем гаданиями, эту методику подсчета назвать нельзя. Все заявления господина Гайнутдина – это плод его фантазий, он предлагает нам поверить ему на слово, что в Москве действительно проживает два миллиона мусульман, готовых к праведному гневу. Он навязывает нам эту мысль исключительно потому, что он лично так чувствует. Более того, я не уверен в том, что он действительно искренне полагает, что в российской столице проживает около 2 миллионов мусульман». Между тем, о подлинном влиянии мусульман говорит один любопытный факт. Раньше при выборах в Государственную Думу раньше принимали участие мусульманские партии. Баллотировались в депутаты и активные мусульмане. И что же? Никакой зависимости выборного успеха от вероисповедания не обнаруживалось. То есть, для избирателей мусульманская агитации была безразлична... А сегодня подобные попытки уже и не предпринимаются, как изначально обреченные на провал. В Москве из 12 млн. общего населения только 8 млн. русские. Остальные – этническое наследие советского интернационализма. В Москву ехали отовсюду для карьеры, обогащения, власти, но ...отнюдь не для мусульманской карьеры. Напомним, что сообщения о «массовых волнениях» - далеко не первая провокация Гайнутдина и его окружение. Так недавно один из его подчиненных начал требовать, чтобы мусульман для совершения намаза пустили… в православные храмы Москвы, где они «завесят иконы и кресты». Хотя, по мнению специалистов, в настоящий момент массовые выступления мусульман из-за «нехватки мечетей» маловероятны, но следует учесть постоянную подрывную работу структуры, имеющей вполне респектабельный официальный статус. Сами деятели СРМ из-за своих довольно мелких амбиций, уже давно превратились в инструмент в руках той силы, которой они не смогут управлять, и которая действительно стремится взорвать межнациональный и межрелигиозный мир в стране, вызвать разрушительные, кровопролитные конфликты. То что Гайнутдин и Ко станут одними из первых ее жертв – утешение слабое. Так не пора ли властям разобраться с провокаторами? Кроме того, то, что Гайнутдин пока фантазирует на темы численности своих единоверцев, не должно успокаивать. Если даже сегодня они считают возможным угрожать властям, что же будет тогда, когда их число достигнет критической массы? Можно сколько угодно играть в толерантность, но нужно понять, что если и дальше продолжать завозить в столицу сотни тысяч мусульман (коими являются большинство гастарбайтеров), то рано или поздно все разговоры о толерантности прекратятся. Как, например, в сегодняшней Чечне, где женщина, нарушившая шариатский «дресс-код», рискует нарваться на неприятности. А равенство людей перед законом не освобождает руководство нашей страны от необходимости разбираться в их культурных и религиозных особенностях, прогнозировать развитие ситуации, и, исходя из этого, управлять миграционными процессами и формировать национальную политику.