«Пожелтение» России становится реальностью?

«Пожелтение» России становится реальностью?

Как ни отпирались мигранты от экзамена по русскому языку, а сдавать придется.

Раньше их лидеры из всевозможных «Трудовых ресурсов» уверяли, что русский язык гастарбайтеру ни к чему: достаточно, чтобы им владел бригадир, а уж он потом растолкует остальным, что и как делать.

Но с будущего года безъязычной «лафе» приходит конец. В понедельник Владимир Путин подписал закон об обязательных экзаменах по русскому языку для мигрантов. От сдачи освободят только специалистов высокой квалификации, которые знают русский и так.

В этот раз лидеры таджикской диаспоры российского президента поддержали, но пожаловались, что в России не хватает центров, где приезжие могли бы погрузиться в изучение русского языка.

«А почему вы не учили его дома? – хочется спросить. – Ведь в дорогу собирались, чемодан укладывали – так и в книжки умные надо было заглядывать».

О том, что закон подписан и мигрантам от сдачи языка больше не отвертеться, сообщила пресс-служба Кремля. Теперь желающие получить вид на жительство, разрешение на работу, на временное пребывание, трудовой патент должны будут подтвердить умение говорить по-русски, доказать знание истории России и основ законодательства РФ.

Если верно, что «Неграмотный – тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья», как гласил когда-то советский плакат, то не говорящий – тот же немой, и на его долю тоже припасено немало неудач. А также, возможно, на нашу, если мы будем вынуждены с ним общаться.

От экзаменов будут освобождены те, у кого есть документы об образовании, выданные в СССР до 1 сентября 1991 года. Если же такой бумаги не имеется, придется сдавать, чтобы получить соответствующий сертификат.

Действие закона, который вступает в силу с 1 января 2015 года, не распространяется на участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Закон позволит облегчить культурную и языковую адаптацию иностранных граждан в России, считает зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству Людмила Бокова. С этой целью за рубежом появятся центры профессиональной подготовки иностранных работников, планирующих приехать в Россию в рамках госпрограммы «Содействие занятости».

Почетный консул Таджикистана в Петербурге Мухаммадназар Мирзода отметил, что поддерживает закон. «Потому что действительно есть много приезжих, которые плохо говорят по-русски. И у нас тоже возникают проблемы, когда нужно оформлять и подписывать какие-то документы для них», – признался он.

Консул напомнил, что недавно Таджикистан посетила большая российская делегация во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. В ходе визита обсуждался и языковой вопрос.

Мирзода выступает за открытие в России большого количества пунктов по обучению мигрантов русскому языку при консульствах стран бывшего СССР и национально-культурных центрах.

Ранее глава общественной организации Каромат Шарипов высказывался против экзамена по русскому языку, потому что это дорого для сдающих и ни к чему им.

Закон мог бы быть принят еще в прошлом году, но тогда Совфед отклонил принятый Госдумой документ об обязательных экзаменах по русскому языку для мигрантов под тем предлогом, что «закон правильный, но юридически изложен некорректно». Такую оценку дала ему Валентина Матвиенко. В акт внесли изменения, и вот его подписал президент.

Как известно, с 1 декабря 2012 года в РФ действует другой документ не столь всеобъемлющего характера. Он предписывает сдавать экзамен по русскому языку всем иностранным трудовым мигрантам, работающим в России в сферах ЖКХ, торговли и услуг. Они должны подтверждать владение русским языком не ниже базового уровня, причем документально.

Базовый уровень, определенный Минобрнауки и включенный в проект опубликованного приказа, подразумевает умение читать текст «с установкой на общий охват его содержания» и определять его тему, понимать на слух основную информацию из диалогов «социально-бытового характера», уметь самостоятельно создавать связные, логичные высказывания и так далее. «Объем лексического минимума», необходимый для этого, должен составлять 850 слов.

В настоящее время тестирование проводят более 340 организаций в России, СНГ и дальнем зарубежье.

Но если закон о знании языка воспринимается общественностью как давно ожидаемый, то другой документ, подписанный Путиным на этой неделе, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Речь идет о документе, позволяющем получить российское гражданство в упрощенном порядке тем соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ.

Подпадающий под эти требования иностранный гражданин или лицо без гражданства должен будет пройти собеседование в специальной комиссии, которая признает его (или не признает) носителем русского языка. Чтобы признание состоялось, соискатель гражданства должен владеть русским языком и повседневно использовать его дома и в культурной сфере.

Скептики опасаются, что оба закона вызовут множество злоупотреблений, вплоть до липких наклеек в электричках, которые станут предлагать документы о владении русским языком (вплоть до «легальных», с занесением в базу) по сходной цене. Только для желающих получить гражданство сумма будет гораздо выше.

А результатом того и другого процессов станет «пожелтение» России. Едут к нам в основном из Средней Азии, и уже через 20-30 лет азиаты, не пренебрегающие своей репродуктивной функцией в угоду служебным соображениям, отсутствием жилья, денег и бытовым неустроенностям, будут составлять половину населения страны. А в более далекую перспективу даже и заглядывать не хочется.

Источник