Нужны ли России мигранты?

Нужны ли России мигранты?

«Массовый въезд в современную Россию трудовых мигрантов – зло, к тому же очень опасное», — пишет Алексей Третьяков в журнале «Эксперт».

Он напоминает, что, по словам вице-премьера России Ольги Голодец, из 86 млн трудоспособных россиян в экономике занято лишь 48 млн. Таким образом, уверения, что нам не хватает рабочих рук, неверны.

Против же миграции существуют следующие доводы: «Во-первых, трудовые мигранты действительно отбирают рабочие места у россиян и позволяют работодателям так опускать планку заработной платы, что, кроме мигрантов, на нее мало кто согласится.

Во-вторых, гастарбайтеры – одна из главных причин отсутствия роста производительности труда: ну какой владелец бизнеса будет внедрять новые технологии, если в его распоряжении армия дешевых рабов?

В-третьих, они наносят существенный ущерб экономике: налоги, как правило, не платят, но при этом пользуются всей социальной инфраструктурой (больницами, школами и т.д.), созданной и содержащейся за счет коренных горожан. Их зарплата у нас не задерживается, потому что почти полностью отсылается в страны происхождения. А вот законопослушные российские налогоплательщики, напротив, несут дополнительные расходы – например, на обучение мигрантов русскому языку за госсчет.

В-четвертых, только сверхтолерантные либералы не замечают существенного вклада мигрантов в ухудшение криминогенной обстановки. По данным руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу Андрея Лавренко, каждое шестое убийство и каждое третье изнасилование в городе совершаются приезжими. Особую опасность представляют этнические преступные группировки: они совершают более двух третей всех заказных убийств с применением огнестрельного оружия.

В-пятых, гастарбайтеры опасны эпидемиологически: еще год назад у четверти из них в ходе медицинских проверок найдены серьезнейшие инфекционные заболевания – венерические, туберкулез, сифилис, СПИД. 41% страдают вензаболеваниями, 33% – туберкулезом, 26% – ВИЧ-инфекцией. Кстати, с 2011 года гастарбайтеры освобождены от обязательного медицинского страхования, следовательно, их лечение опять осуществляется за счет коренных горожан. И уже доходит до того, что они к нам специально приезжают рожать, после чего роддома приходится обеззараживать!

В-шестых, гастарбайтеры активно размывают основы традиционной городской культуры, и если ничего не предпринять, то вскоре мы (речь о Петербурге, — Regions.Ru) разделим судьбу Парижа, который многие грустно-иронично определяют как «город арабской бедноты». Уже непонятно, то ли приезжие пытаются встроиться в городскую жизнь, то ли через колено ломают петербургско-лениградскую культуру под свои традиции».

Поскольку вообще прекратить массовую миграцию малореально, автор статьи предлагает создать некий «Единый центр трудовой миграции». По его мнению, это должно быть «государственно-частное партнерство»: чиновники и общественность совместно создают структуру и взаимно контролируют ее деятельность (и друг друга).

«Никакого прямого трудоустройства мигрантов на стройки и в торговые сети – только через предоставление персонала в аренду от этого центра. А он, в свою очередь, будет нести всю полноту ответственности и за подлинность разрешений на работу, и за действительность медицинских справок, и за обеспечение мигрантов жильем. Ситуация с контролем здорово упрощается: и статистика будет актуальная, и всех, кто не оформлен в этом центре, – с вещами на выход в течение 24 часов с пожизненным запретом на въезд в Россию. Кроме того, здесь же должен решаться вопрос с расходами на депортацию – хватит уже российским налогоплательщикам тратить по 30 тыс. рублей на каждого принудительно высылаемого иностранного нелегала. Либо пусть каждый въезжающий вносит депозит в таком размере, либо пусть страховые компании разработают соответствующий продукт, обязательный к покупке прибывающими мигрантами», — пишет Алексей Третьяков.

«Согласны ли вы, что массовый въезд в Россию гастарбайтеров из Средней Азии и их средоточение в крупных городах приносит главным образом вред? Имеет ли смысл создавать «Единый центр трудовой миграции», который бы предоставлял иностранных рабочих заинтересованным в этом предприятиям?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к православным священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин,клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Я согласен, что нелегальная миграция вредна нашей экономике. Но с мерами, которые предлагается предпринять, согласиться не могу – любая подобная организация станет еще одним коррупционным центром, структурой, которую надо будет содержать, и не только мигрантам, но и нам.

К тому же среди перечисленных отрицательных факторов трудовой миграции есть еще один. Разрушается наша среда обитания. Мы не осознаем, что дышим чистым воздухом, поскольку его нам хватает. Как только его перестает хватать, мы понимаем, как он необходим. Точно также мы не понимаем, что нам нужная чистая духовно-нравственная этнокультурная среда. Мы должны быть спокойны за своих детей, которых выпускаем на улицу, зная, то, что они придут оттуда духовно и физически целыми.

Контроль и регулирование трудовой миграции в условиях существующей ныне административно — чиновничьей системы невозможны. Выход может быть только один – оздоровление этой системы. Какие меры будут предприниматься в этом направлении – не мне решать. Не Церковь должна этим заниматься, а государственные структуры. Может, оздоровление произойдет быстрее, если руководство нашей страны будет больше прислушиваться к мнению духовенства, причем не обязательно православного. Есть и другие традиционные конфессии, которые могут держать под контролем этот процесс.

Сейчас государство его не контролирует , и, значит, разрушение основ будет продолжаться, пока не появятся структуры, которые занимались бы этим вопросом. Но не в рамках нынешней административной системы. Данная система нежизнеспособна в плане духовно-нравственном, как была нежизнеспособна и советская система, которая разрушилась, и та, которая существовала до революции. Произошло это потому, что они не соответствовали требованиям общества.

Церковь не ставит перед собой задачу политического, административного преобразования общества, она должна ставить вопросы духовно-нравственного несоответствия, и она их ставит. Дай Бог, чтобы к ее мнению, к оценкам прислушались. Пока этого не происходит. Поэтому впереди у нас два пути: либо общество научится внимать Церкви, либо и в дальнейшем будет духовно и нравственно деградировать, — чего бы, кончено, не хотелось.

Протоиерей Александр Добродеев,заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

У нас протяженные границы, они должным образом не оборудованы, поэтому едет много нелегалов. Никто толком не следит, кто приезжает, поскольку это очень трудно. Например, в Оренбуржье длина границы с Казахстаном 1700 км, и каждый год только через эту границу к нам въезжает 2 млн человек. Есть там, конечно, контроль, но он неэффективный. Нужна таможня, которая четко бы контролировала, кто приехал и уехал.

На территории стран исхода должны быть наши вербовочные центры, которые решали бы, какие специалисты нам нужны. Сегодня нам «сливают» тех, кто в своей стране не нужен. Людям создают такие условия, что они бегут в Россию. Пусть на родине учат русский язык, многие приезжие его вообще не знают, что на руку работодателям.

А с точки зрения духовной, если бы у нас была мощная духовная среда, мы могли бы влиять на приезжих, обучая их культуре и нашим основам. Но этого у нас тоже нет. И те работодатели, которые заинтересованы только в прибыли, не заботятся о духовном пространстве.

А по большому счету страна у нас огромная, и нам надо в 10 раз больше нынешнего населения, чтобы освоить все земли. Но политика сегодня такая: чем меньше нас в стране, тем больше земли достанется другим. Надо рожать по 10-12 детей, и государство должно заботиться о таких семьях. Ресурсы для этого у нас есть. Мы бы тогда за 10-15 лет сами бы выполнили программу по увеличению населения.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии:

Проблема гораздо глубже. Первое, что необходимо сделать – ввести для визы трудовых мигрантов. Их пребывание на территории России нужно упорядочить. Где они сейчас живут, как – никто не знает. Отсюда и преступность, и другие последствия, о которых говорит Алексей Третьяков.

Второе – необходимо обязать мигрантов выучить русский язык. Человек, приезжающий в нашу страну, должен знать нашу историю, культуру.

Что мы сейчас имеем? Миграционная политика проиграна. Но есть и другая сторона медали. Недавно мы искали дворника – убирать территорию возле храма. Искали долго, около пяти месяцев. За десять тысяч никто не хотел идти работать. А если завтра депортировать всех мигрантов из мегаполисов? Да города просто погрязнут в грязи.

Нельзя сказать, что мигранты у кого-то отбирают работу, напротив, они берутся выполнять ту, на которую не идут коренные жители. Но и с мигрантами нужно обращаться по-человечески. Сейчас они нередко живут в ужасных условиях. Но если у нас нет условий и возможностей, чтобы обеспечить им достойную жизнь, и, в то же время, контролировать их, значит, нужно просто ограничивать въезд трудовых мигрантов. Вакантны у нас 500 тысяч рабочих мест – вот столько человек и должны приехать в Россию, но не больше.

Мы должны ориентироваться на опыт европейских стран. Сейчас Франция просто задыхается от количества мигрантов, поток национализма и грязи затопил тот центр культуры и искусства, которым мы восхищались. Нужна грамотная миграционная политика, пока же она у нас отсутствует. То, что предлагает Алексей Третьяков – лишь одно из направлений, но все проблемы это не решит. Нужна систематическая работа.

Протоиерей Сергий Веремеев,руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии, настоятель прихода свв. Петра и Февронии Муромских чудотворцев в Кемерове:

Действительно, в Россию въезжает много мигрантов. Это говорит о том, что она, безусловно, для них привлекательна. И так же очевидно, что это очень серьезная проблема для России. В дальнейшем эта проблема будет только усугубляться.

Хорошо, что Россия так привлекательна для иностранцев, что они хотят здесь жить. Плохо, что они живут здесь по своим законам, тем самым уничтожая ту Россию, в которой им так хорошо. Но что с этим делать? Конечно, необходимо какое-то серьезное решение со стороны власти. Но, на мой взгляд, перед ней сегодня стоит столько других проблем, что вряд ли этой кто-то будет заниматься систематически.

Протоиерей Сергий Рыбаков,доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Неконтролируемая миграция действительно очень опасна. Мигранты занимаются еще и торговлей – все рынки становятся объектом их интересов. То есть они не производят ничего, а по низким ценам покупают у населения продукты и товары и перепродают по высоким, получая так прибыль. Это даже не назовешь трудовой миграцией.

Мы накопили большое количество взрывоопасного населения, возникают конфликты, многие пока еще тлеющие, некоторые уже выплескивались — как в Кондопоге или в Бирюлеве. Болезни проявляются в виде нарывов, которые однажды прорываются. Поэтому надо срочно браться за выстраивание миграционной политики.

Миграция в нынешнем виде не в интересах народа, а в интересах нечистых на руку предпринимателей. Якобы миграция восполняет нам недостаток рабочей силы. Но наши люди должны получать соответствующую достойную зарплату, иметь социальный пакет и быть трудоустроенными в первую очередь. Это дело государства – заботиться о своих гражданах. Мигранты должны решать свои проблемы у себя в стране или должен быть межгосударственный диалог.

Необходимо чтобы государственные органы по миграционным вопросам входили в контакт именно с местным коренным населением. В городах есть общественные организации, с ними нужно сотрудничать, иначе будет только нарастать недовольство. Необходимо разорвать коррупционную цепочку. Все решаемо, лишь бы была политическая воля на всех уровнях власти. Иначе эти процессы приведут к опасным и непредсказуемым последствиям, причем с точки зрения национальной безопасности, а не экономики.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Наплыв мигрантов, безусловно, создает большие проблемы — и это не только в России так. Это противостояние коренного населения и пришлого характерно для всех стран Европы и США. Тут все очевидно.

А что касается создания «Единого центра трудовой миграции», такого рода службы уже существуют. Есть ФМС, которая должна этим заниматься, организация существует на государственные деньги. Проблема скорее экономическая. Действительно мигранты — это очень дешевая рабочая сила. Никто из москвичей не будет работать за низкую зарплату на тяжелой работе, которую выполняют выходцы из Средней Азии. Так что с экономическими проблемами надо бороться экономическими методами.

Очевидно, что наше законодательство не проработало миноге вещи, например, связанные с налогообложением. Если бы местному населению платили большую зарплату, снижали бы налоги, то проблема трудоустройства решилась бы сама собой. Именно от государства зависит повышение престижа той или иной профессии. Например, в 90-е годы педагоги были социально незащищенными – мизерные зарплаты, низкий общественный статус. Сейчас благодаря тому, что у них повышенные зарплаты, школы хорошо оснащены, то и проблема с замещением вакансий педагогов в Москве остро не стоит. Даже идет жесткая конкурентная борьба за должности. Статус учителя резко меняется, и это хороший пример для любой другой профессии.