Битва за Краматорск
Виктор Пастушенко

Битва за Краматорск

Далеко не все представляют, почему сражение за Донбасс началось в аэропорту города Краматорска. Мы уже рассказывали о том, что Славянск называют «воротами Донбасса», теперь поговорим о его соседе, который сейчас у всех на слуху. Краматорск – четвёртый по численности город Донецкой области и крупнейший в агломерации Славянск – Краматорск – Дружковка – Константиновка, протянувшейся с севера на юг на добрых 70 километров. Местные водители Краматорск не жалуют, и именуют его «городом 20-ти светофоров», а так как кратчайшая трасса из Донецка на север области и в Харьков проходит именно через весь этот мегаполис, то приходится, скрепя сердце, кланяться каждому перекрёстку. Можно много говорить о достопримечательностях города, но стратегической ценностью он обладал всегда. В старину в его окрестностях находился легендарный Торско-самарский волок, служивший кратчайшим путём между Днепром и Доном. Сегодня там находится военный аэродром, за который разгорелось сражение. Дело в том, что это единственный крупный аэродром на севере Донецкой области. То, что имеется в Славянске, по сути дела является «приусадебным хозяйством» авиационного колледжа, и кроме, как в качестве вертолётной площадки, по иному назначению использоваться не может. В Артёмовске и Красном Лимане авиация существовала ещё, как говорится, в мезозойскую эру, и о ней помнят разве что старожилы. В соседних областях в Придонцовье и Приосколье имелись аэропорты в Купянске и Северодонецке, но и они закрыты. Ближайший военный аэродром находится в Чугуеве, но это – почти Харьков. В сколько-нибудь приемлемом состоянии оставался только аэропорт в Краматорске, длина взлётно-посадочной полосы которого составляет 2500 метров. В советское время он относился к классу двойного базирования: мог принимать и военные, и гражданские самолёты. Насчёт последних имелся интересный казус: аэровокзала в городе нет, пассажиры собирались у авиакасс, там проходили импровизированный и достаточно формальный, как и было принято в советское время, досмотр, после чего багаж ехал к борту на грузовике, а пассажиры на автобусе. Из военных самолётов там базировались сверхзвуковые истребители, весьма докучавшие отдыхающим в Придонцовье постоянным манёврами в небе. Но в «лихие девяностые» часть расформировали, пассажирские рейсы летать перестали, и аэродром выживал тем, что предоставлял услуги любителям парашютных прыжков и автогонок. Ещё – это один из немногих аэродромов, способный принимать тяжёлые самолёты, а когда-то он был единственным в области. Помнится телевизионный репортаж рубежа эпохи очень поздней перестройки, когда донецкие руховцы в Краматорске на лётном поле встречали Ан-124 «Руслан» с грузом гуманитарной помощи из Канады. Сейчас аэропорт в Донецке может принимать и более тяжёлые борта, но у него есть один «минус»: он расположен прямо в городе, а трассы взлёта и посадки самолётов проходят над Авдеевкой, Ясинеоватой и Макеевкой. Иными словами, на мощном «транспортнике» туда незаметно не прилетишь. В итоге можно констатировать, что ценность краматорского аэропорта для украинской власти очень велика. Это – важный центр базирования тактической авиации вблизи непосредственного театра боевых действий. А также – пункт доставки людей и грузов. Поэтому так и старались «отжать» его. Конечно, оставление внутренней территории аэропорта повстанцами, безусловно, ухудшает их позиции. Но осада может принести плоды: всё снабжение, и особенно подвоз горючего, осуществляется по земле. И если бортам проправительственных сил заправляться придётся в том же Чугуеве, то это резко снизит качество Краматорска, как опорного пункта власти в Донбассе. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере