Война памятников в Минске
Сергей Шиптенко

Война памятников в Минске

В центре Минска установлена скульптурная композиция «Городские весы», проинформировало 2 апреля информагентство Мингорисполкома «Минск-Новости». Хорошая новость для тех, кто «осваивает» бюджетные средства и плохая для тех, кто желает видеть Минск другим городом. Не первый год «война памятников», идущая во всех регионах Белоруссии, вскрывает целый пласт проблем, которые госагитпроп предпочитает замалчивать. Скульптурная композиция установлена в Верхнем городе на пересечении улиц Кирилла и Мефодия и Герцена, примыкающих к площади Свободы, где находятся кафедральный православный собор, питейное заведение, казино, и новодел «городская ратуша». В сообщении агентства сказано: «Место для художественно-декоративной работы выбрано не случайное – именно в этой части старого Минска располагались торговые ряды. Авторы композиции – скульптор Александр Прохоров и архитектор Сергей Багласов». «Для столицы А. Прохоров разработал также композицию «Битва на Немиге», которая победила в конкурсе среди 17 работ. Символом битвы станет Меч. Эту скульптуру планируют установить недалеко от станции метро «Немига». Но когда реализуют эту задумку, пока неизвестно. Как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», на следующей неделе в историческом центре рядом с ратушей появится еще одна скульптура. Это будет фигура войта (главы магистрата), зачитывающего грамоту, провозглашающую магдебургское право для города. Автор этой композиции – Сергей Оганов», - проинформировало информагентство Мингорисполкома. Почти два года назад, 26 мая 2012 года это же агентство сообщило: «Воспроизвести образ богатыря Менеска, легендарного основателя белорусской столицы, собираются разработчики архитектурно-исторического комплекса «Минское замчище». Напомним, по легенде, Минск получил свое имя в память о богатыре Менеске, построившем мельницу с мостом на реке Свислочь. Две ладьи соединялись между собой деревянной конструкцией с водяным колесом и приводами к жерновам. Такая мельница крепилась к мосту или ставилась на якоря, течение приводило в движение колесо и жернова». По словам главного архитектора проекта Сергея Багласова, экспонат «Плавающая водяная мельница» в натуральную величину планируется установить в центре нового пешеходного моста через Свислочь в качестве его составной части, а на помосте между ладьями появится скульптура Менеска. Позже, 23 ноября 2012 года информагентство Мингорисполкома сообщило: «Легенда о богатыре Менеске, основателе нашего города, будет использована при создании комплекса «Минское замчище». Об этом корреспонденту агентства рассказал заместитель начальника архитектурной мастерской УП «Минскпроект» Сергей Багласов. Легенда гласит, что богатырь Менеск в стародавние времена построил мост с мельницей на реке Свислочь. По ночам Менеск перемещал по реке свою мельницу и собирал дружину, с которой потом и основал город, названный в его честь Менск (Менеск)». По словам исследователей белорусской политической мифологии, явление данной «легенды» относится к позапрошлому веку: краевед Павел Шпилевский в 1854 году опубликовал в журнале «Современник» статью о «первом основателе Минска». Согласно изысканиям краеведа, «говоритъ народное преданіе, знаменитый силачъ-знахарь, по прозванію Мèнескъ или Мéнской, и построилъ на Свислочи каменную большую мельницу о семи колесахъ». Сам Шпилевский предположил, что «это преданіе отзывается бѣлорусскою сказкою». Достоверность этого «народного предания» долгое время подвергалось сомнению и никак не доказывалось археологически. Более того: известные белорусские археологи Эдуард Загорульский и Георгий Штыхов до сих пор не могут поставить точку в давнем споре о месте, где возник Минск, а также о возможности переноса города на новое место после сожжения его Ярославичами (сыновьями Ярослава Мудрого) накануне «Битвы на Немиге». Битва состоялась в 1067 году: Ярославичи сражались со своим племянником, полоцким князем Всеславом Чародеем, до этого совершавшего набеги на псковские и новгородские земли, претендовавшего на объединение русских земель вокруг Полоцка и, скорее всего, именно с этой целью укравшего в Новгороде колокола. В Полоцке был построен Софийский собор, символизирующий духовный центр с претензией на статус киевского, однако колоколов у Всеслава Брячиславовича не было. Под 1067 годом в связи с «Битвой на Немиге» Минск впервые упомянут в «Повести временных лет» летописца Нестора. Ни «Слово о полку Игоревом», ни летописи, ни мемуары или иные письменные источники до Шпилевского не содержат упоминания о «силаче-знахаре, по прозванию Менеск или Менской». Тем не менее, запись краеведа XIX века стала основанием для фантазий белорусских краеведов XXI века. В сентябре 2007 года состоялась международная научно-практическая конференция «Минск и минчане: десять веков истории (к 940-летию города)», после которой в 2008 году вышел сборник материалов под редакцией доктора исторических наук, директора Института истории Национальной академии наук Белоруссии Александра Ковалени. В сборник вошли работы многих белорусских учёных и исследователей. Исследователь Владимир Лобач опубликовал текст, в котором отметил: «Стоит напомнить, что и Менеск в предании назван именно знахарем. Его магическая способность делать хлеб (муку) из камня свидетельствует о принадлежности Менеска к потустороннему миру не только в синхронном (пространственном), но и диахронном (временном) измерении, так как камень служит хлебом для первых мифологических людей, современников библейского Адама». Белорусская исследовательница Л.Я.Агеева также опубликовала в этом сборнике свой текст, посвященный преданию об основателе нынешнего Минска, в котором отметила: «Менеск ведет свою генеалогию от богов, которым не менее 5 тысяч лет». Агеева уверена, что для разгадки предания о Менеске следует обратиться к древнеегипетским древностям. Если «народное предание» о Менеске – не выдумка Шпилевского (чем грешили краеведы и до, и после него), то, действительно, стоит обратиться к египтологам. Проблема, однако, в том, что в Белоруссии нет таких специалистов и при нынешнем уровне науки как таковой и состоянии исторической науки в частности, представленной, преимущественно, краеведением, таковые никогда не появятся. Лимитрофии не могут себе позволить фундаментальную науку и высокую культуру, они не могут себе позволить египтологию – в лучшем случае более-менее приличное краеведение. Последствия развития такой ситуации наглядно представлены статьями Валерия Бебика в печатном органе украинской Верховной Рады «Голос Украины». «Легенда о Менеске» получила широкое распространение и преподносится как подлинно белорусская история за рубежом. Так, например, «Белорусский портал в Казахстане» belarus.kz опубликовал это сказание, в «Википедии» появилась соответствующая статья. О названии города от реки Менки (гидроним) уже и говорить стало как-то неприлично. На упомянутой площади Свободы городские власти запланировали также установку памятников польскому композитору Станиславу Монюшко и польскому писателю Винценту Дунину-Марцинкевичу – об этом говорится в опубликованном в начале года письме начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома Сергея Хильмана. Таким образом, на относительно небольшом пространстве нашлось место памятникам деятелям польской культуры, Менеску, войту и даже городским весам, но не императору Александру II, освободившему белорусов и другие народы Российской Империи от крепостного права. Борьба белорусской общественности за восстановление памятника царю-Освободителю активно велась в 2013 году. В Мингорисполком поступали письма и коллективные обращения учёных, духовенства, представителей политических партий и общественных организаций с просьбой разрешить восстановление памятника и установку его в этой части города (не обязательно на прежнем месте). Власти отвечали отказами. Общественность готова была объявить сбор пожертвований и восстановить памятник, не покушаясь на городской или республиканский бюджеты. Однако не только Мингорисполком, но и Академия наук постсоветской республики воспротивились этому. Замдиректора "Государственного научного учреждения институт истории" НАН Белоруссии Вадим Лакиза в ответе на запрос начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома отметил: "Чествование исторической памяти белорусского народа в монументальном искусстве заслуживает серьезного внимания. Считаем целесообразным в первую очередь увековечивать исторические фигуры, которые внесли наиболее значительный вклад в становление и формирование белорусского государства. Это должны быть представители белорусского народа, которые своей деятельностью способствовали укреплению государственности и единства народа, развитию культурно-исторических традиций и духовных ценностей". В документе сказано также: "Памятник российскому императору Александру II (время правления 1855-1881.) действительно существовал в Минске на Соборной площади (сегодня площадь Свободы) в 1901-1917 гг. Однако идейное наполнение его установки в Минске в 1901 отличалось от увековечения памяти российского императора в Хельсинки и Софии. В столице Финляндии памятник Александру II (1894) был установлен в честь придания автономии Финляндии в 1863 году и возобновления деятельности парламента. В столице Болгарии памятник Александру II (1903 г.) был установлен в честь освобождения Болгарии из-под власти Османской империи. В первом и во втором случае деятельность Александра II способствовала возрождению государственности этих стран". Переписка с Мингорисполкомом и Мингорсоветом о восстановлении памятника Александру II-Освободителю была опубликована изданием "Западная Русь". За последнее время в Минске появилось немало новых достопримечательностей, не связанных с белорусской государственностью. Так, например, 13 октября 2010 года гостелеканал «СТВ» проинформировал: «В Минске открыли памятник герою Венесуэлы Симону Боливару». В честь его также назвали один из минских скверов. Мингорсовет решением № 368 от 23 декабря 2013 года решил создать "парк имени Уго Чавеса" в парковой зоне микрорайона Каменная Горка. При этом минчан никто не спрашивал, хотят ли они видеть памятники этим, несомненно, выдающимся людям в своём городе, какой вклад внесли Боливар и Чавес «в становление и формирование белорусского государства», считают ли скульптурную композицию «Городские весы» более значимой, чем скромный памятник тому, кто освободил их предков от крепостничества. Возможно, те, кто противится восстановлению памятника царю-реформатору, считают себя «умом, честь и совестью» белорусского народа, коль скоро позволяют себе подобные решения вопреки общественному мнению. Возможно, они считают себя не потомками тех, кого помещики пороли на конюшнях, а тех, кто порол. Возможно, дело в элементарной некомпетентности, ощущении полной безответственности перед обществом и безнаказанности. В любом случае, имеет место быть прямой вызов гражданскому обществу со всеми вытекающими последствиями. Похожая ситуация складывается в Витебске, где местные власти, игнорируя мнение общественности, разрешили открытие нескольких казино напротив православных храмов. Не первый год белорусская общественность требует не устанавливать памятник литовскому князю Ольгерду напротив православного храма. Литовский князь, получивший Витебск с приданным дочери витебского князя Марии Ярославны, имеет неоднозначную репутацию в истории Православной церкви. С его именем напрямую связывают казнь «виленских мучеников», православное братство во имя которых действует в Минске. Витебляне заявляли свой протест в СМИ, писали на имя Александра Лукашенко, каких только действий не предпринимали – всё было бесполезно. Пока граждане вели «кампанию писем», власти установили на Ратушной площади возле Свято-Воскресенской церкви постамент. Протестные выступления продолжались, но это не помешало чиновникам объявить и провести тендер на отливку памятника. Ни Минкультуры Белоруссии, ни Витебский облисполком, ни Витебский горисполком не считают нужным провести открытые общественные слушания по проблеме установки данного памятника и учесть мнение Православной церкви. Планируется, что конная композиция в честь литовского князя, известного также своими завоевательными походами на Москву и в другие русские земли, будет открыта ко Дню города в июне. В июле власти проведут очередной фестиваль "Славянский базар в Витебске" и российские туристы смогут по достоинству оценить не только прогресс сервиса, но и этот «идеологический подарок». Долгое время белорусская общественность добивалась открытия памятника белорусскому учёному-слависту с мировой известностью Евфимию Карскому, автору 3-томного исследования «Белорусы». Против установки памятника выступили идейные наследники тех, кто подверг травле учёного в годы насильственной «белорусизации». Чиновники сослались на отсутствие средств. Как показывает практика, в подобных случаях дело не только в деньгах. На повсеместной замене русскоязычных указателей на белорусскоязычные, на изготовлении и установке памятников кое-кто неплохо заработал. Деньги нашлись на установку около минского ЦУМа скульптурной композиции «Шопоголики» в 2011 году, а спустя два года в Бресте – премьер-министру Израиля Менахему Бегину. Деньги на памятники есть, но их расход не подконтролен налогоплательщикам. Неверно всё сводить к чиновничьей некомпетентности – ситуация иная: чиновники решают за народ, какие памятники, кому и где ставить. Чиновники решают, кого считать белорусом, что – белорусской символикой и по каким критериям. Важным итогом деятельности белоруской общественности стало вскрытие механизма принятия решений и публикация документов, позволяющих оценить степень компетентности вырабатывающих и принимающих решения. Очевидно: финансовый вопрос для властей – второстепенный. «Война памятников» в Белоруссии продолжается и является отражением ценностно-мировоззренческого противостояния, раскола белорусского общества на несколько лагерей, один из которых представлен бюрократией, считающей, что «мы не в полной мере построили свою собственную идентичность». На самом деле именно сейчас идёт искусственное создание новой идентичности белорусов. Процесс протекает в неблагоприятных условиях: с одной стороны – мощное влияние глобализационных процессов, с другой – наличие уже сформированных идентичностей, которые не вписываются в схемы «госидеологов». Все вышеуказанные явления имели место на Украине, в Прибалтике, в Югославии. Там тоже отмечены «войны памятников», там тоже образованные люди привлекались к конструированию новых идентичностей согласно политическому заказу. К примеру, сегодня можно прочитать о черногорской нации и черногорском языке, особенной от сербской истории черногорцев и т.д. Почему в Белоруссии должно быть иначе? Относительно недавно (по меркам мировой истории) при наличии территории, населения и эффективной власти за определённый срок можно было создать любую идентичность. Похоже, России всё равно, станет ли Белоруссия ещё одной «Галичиной», а её геополитические соперники прямо заинтересованы в том, чтобы именно так всё и произошло. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере