Малая Русь без Руси
Владислав Гулевич

Малая Русь без Руси

Все, что сегодня происходит на Украине, является «взрывной волной» той мины замедленного действия, которая была заложена под единство Руси много веков назад, а именно, разделение единого русского народа на региональные огрызки в виде, собственно, России, Украины и Белоруссии.

Шаг за шагом, нить за нитью от общерусского тела отрывали его северо-западные (белорусов) и юго-западные ветви (малороссов).

Финальной чертой стали переименование малороссов в украинцев (на законодательном уровне) и введение украинского языка как отдельного от русского. При этом игнорировалась историческая правда и доводы научных умов, в том числе, иностранных, выступавших против этого искусственного разделения одного народа на отдельные ошметки.

Естественные региональные отличия в языке были возведены в ранг догмы, и эта догма до сих пор властвует над умами многих украинских языковедов, особенно молодого поколения. Они не знакомы с мнениями тех знаменитых ученых и писателей, кто аргументировано выступал против насильственного выделения малороссийского и белорусского наречия из общерусского языка. Среди них – великорус Срезневский, белорус Коялович, малоросс Гоголь и множество других.

Вот как получается: выдающимся классиком Гоголя признаем, но делаем вид, будто его мнения об украинском языке, как о наречии русского, не существует. Лицемерим, прежде всего, перед самими собой.

Даже после юридического оформления выделения из русского народного тела украинцев (при большевиках) в иностранной прессе продолжались дебаты на эту тему.

Ниже – выдержка из эмигрантской газеты «Прикарпатская Русь» (1920-е гг.) Автор ссылается на статью немецкого исследователя в газете “Tagenbuch” о том, что особой разницы между великороссами и малороссами не замечается, а реальная власть националиста Петлюры равна нулю.

…Разница между великорусским и малорусским языками такая же, как между немецкими говорами в Верхней Баварии и Гамбурге, указывает немецкий ученый.

Еще любопытный архивный документ: газетная вырезка 1920-х гг. с описанием позиции Праги в украинском вопросе (признаем Карпатскую Русь частью единой Руси, но продолжаем ее украинизировать).

Именно выпячивание малозначительных различий между великороссами и малороссами в языке, быте и культуре, придание им гипертрофированных размеров и постоянное их подчеркивание и привели к тому, что между двумя ветвями одного народа пролегла разделяющая их граница. Сначала разделили языки, потом придали носителям этих языков разные национальные обозначения (эти, северные, пусть остаются русскими, а те, южные, пусть будут украинцами). Отсюда было уже не далеко до оформления собственной государственности, а там можно и поконфликтовать и посоперничать друг с другом на мировой арене. А там и до Евромайдана с его «Правым сектором» недалеко. «Правый сектор» - это уродливое лицо Руси без Руси, т.е. Украины, замкнутой один на один с собственным национализмом.

Не глупо ли все это? Не глупо ли в век «больших геополитических пространств» дробиться на мелкие огороды? Не глупо ли, вместо того, чтобы собраться в один кулак, которым можно отразить любую внешнюю агрессию, жить в виде растопыренной пятерни?

Раз за двадцать с небольшим лет киевским властям удалось превратить многих своих граждан в оголтелых националистов и русофобов, забывших собственную историю, значит, за такое же время можно и повернуть все вспять. Ситуация не безнадежна, и при умелой информационной работе украинцам-малороссам можно вернуть их историю. Тем более что многие на Украине еще помнят, что живут на Руси.

Надо извлекать из-под архивной пыли исторические документы и материалы, заброшенные туда украинскими националистами. Надо предавать их огласке, преподносить в виде глубоко познавательных фильмов, телепередач и публикаций. Ведь документы говорят живым языком.

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере