Все, что сегодня происходит на Украине, является «взрывной волной» той мины замедленного действия, которая была заложена под единство Руси много веков назад, а именно, разделение единого русского народа на региональные огрызки в виде, собственно, России, Украины и Белоруссии.
Шаг за шагом, нить за нитью от общерусского тела отрывали его северо-западные (белорусов) и юго-западные ветви (малороссов).
Финальной чертой стали переименование малороссов в украинцев (на законодательном уровне) и введение украинского языка как отдельного от русского. При этом игнорировалась историческая правда и доводы научных умов, в том числе, иностранных, выступавших против этого искусственного разделения одного народа на отдельные ошметки.
Естественные региональные отличия в языке были возведены в ранг догмы, и эта догма до сих пор властвует над умами многих украинских языковедов, особенно молодого поколения. Они не знакомы с мнениями тех знаменитых ученых и писателей, кто аргументировано выступал против насильственного выделения малороссийского и белорусского наречия из общерусского языка. Среди них – великорус Срезневский, белорус Коялович, малоросс Гоголь и множество других.
Вот как получается: выдающимся классиком Гоголя признаем, но делаем вид, будто его мнения об украинском языке, как о наречии русского, не существует. Лицемерим, прежде всего, перед самими собой.
Даже после юридического оформления выделения из русского народного тела украинцев (при большевиках) в иностранной прессе продолжались дебаты на эту тему.
Ниже – выдержка из эмигрантской газеты «Прикарпатская Русь» (1920-е гг.) Автор ссылается на статью немецкого исследователя в газете “Tagenbuch” о том, что особой разницы между великороссами и малороссами не замечается, а реальная власть националиста Петлюры равна нулю.
…Разница между великорусским и малорусским языками такая же, как между немецкими говорами в Верхней Баварии и Гамбурге, указывает немецкий ученый.
Еще любопытный архивный документ: газетная вырезка 1920-х гг. с описанием позиции Праги в украинском вопросе (признаем Карпатскую Русь частью единой Руси, но продолжаем ее украинизировать).
Именно выпячивание малозначительных различий между великороссами и малороссами в языке, быте и культуре, придание им гипертрофированных размеров и постоянное их подчеркивание и привели к тому, что между двумя ветвями одного народа пролегла разделяющая их граница. Сначала разделили языки, потом придали носителям этих языков разные национальные обозначения (эти, северные, пусть остаются русскими, а те, южные, пусть будут украинцами). Отсюда было уже не далеко до оформления собственной государственности, а там можно и поконфликтовать и посоперничать друг с другом на мировой арене. А там и до Евромайдана с его «Правым сектором» недалеко. «Правый сектор» - это уродливое лицо Руси без Руси, т.е. Украины, замкнутой один на один с собственным национализмом.
Не глупо ли все это? Не глупо ли в век «больших геополитических пространств» дробиться на мелкие огороды? Не глупо ли, вместо того, чтобы собраться в один кулак, которым можно отразить любую внешнюю агрессию, жить в виде растопыренной пятерни?
Раз за двадцать с небольшим лет киевским властям удалось превратить многих своих граждан в оголтелых националистов и русофобов, забывших собственную историю, значит, за такое же время можно и повернуть все вспять. Ситуация не безнадежна, и при умелой информационной работе украинцам-малороссам можно вернуть их историю. Тем более что многие на Украине еще помнят, что живут на Руси.
Надо извлекать из-под архивной пыли исторические документы и материалы, заброшенные туда украинскими националистами. Надо предавать их огласке, преподносить в виде глубоко познавательных фильмов, телепередач и публикаций. Ведь документы говорят живым языком.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках