Илья Макаров

Пролетарская революция Иммануила Валлерстайна

Недавно западная общественность была несколько удивлена высказываниями американского социолога Иммануила Валлерстайна о …грядущей пролетарской революции! Согласно Валлерстайну, глобальные процессы, свидетелями которых мы являемся, всегда присутствовали в человеческой истории. Они не появились сегодня или вчера, а сопутствовали человеческой цивилизации на всём её протяжении. Характерно, что капитализм и глобализация шли нога в ногу. Это происходило в разные эпохи с разной скоростью и привело, в конце концов, к процессу сосредоточения богатств на одном полюсе общества и обнищанию на другом полюсе. Иными словами, сегодня мировые богатства сосредоточены в руках Запада, а бедность является уделом тех, кто к Западу не принадлежит. Валлерстайн утверждает, что в этом заключается процесс мировой истории – т.е. поляризация в рамках национальных государств. Ещё с колониальных времён колонии с географической точки зрения образовывали периферию, в то время как метрополии – ядро или центр. В глобальном масштабе это дублировалось процессом концентрации финансовых потоков в Западном полушарии (ядро) на фоне обнищания Восточного полушария (периферия). К периферии Валлерстайн относит страны «третьего мира». Между ними и ядром находится т.н. полупериферия – те, кто не есть ни ядро, ни периферия. К полупериферии относится практически всё постсоветское пространство, Китай, Индия, страны Южной Америки и т.п. Валлерстайн предрекает, что страны полупериферии испытают на себе двухстороннее давление. С одной стороны, на них будут давить более богатые страны Запада. С другой – будет нарастать давление озлобленной и обездоленной периферии. Это найдёт своё выражение в агрессивной иммиграции, наплыве асоциальных элементов и пр. Иммиграционные волны будут размывать аутентическую культуру, что приведёт к её искажению и потере населением полупериферии культурной ориентации, когда культура уже не сможет выполнять свойственные ей духовные функции. Элиты стран полупериферии, влекомые своими экономическими интересами, будут ориентироваться на Запад, на ядро, где аккумулируются все богатства, поскольку экономическая сущность элит не меняется. Одновременно с этим массы, т.е. основное население стран полупериферии, будут отбрасываться всё дальше в периферийное состояние. Расслоение общества будет только нарастать, пропасть между бедными и богатыми будет увеличиваться. По его словам, этот процесс необратим. Полупериферию ожидает раскол на две части – элита идёт на Запад, а основное население смешивается с более многочисленными трудовыми мигрантами из периферийных государств, и переориентируется на периферию. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что после эпохи полупериферии мы станем свидетелями очередной пролетарской революции, когда бедные осознают, что география капитала укладывается строго в координаты Западного полушария. По формуле Валлерстайна, рано или поздно произойдёт столкновение капиталистического интернационала с интернационалом обездоленных. Согласитесь, слова о пролетарской революции в таком контексте не часто услышишь от западных учёных! Но он не был бы западным учёным, если бы не отстаивал либеральную точку зрения на происходящие процессы. По мнению Валлерстайна, у периферии нет выбора. Она должна либо пойти на сближение с ядром, либо обречь себя на сползание к полупериферии. Третьего не дано. Но не все учёные с ним согласны, особенно учёные из стран полупериферии. В последнее время мы становимся очевидцами значительных геополитических сдвигов, когда такие полупериферийные страны как Россия, Индия, Китай, Венесуэла стараются дистанцироваться от западного ядра, и вести самостоятельную политику. В одиночку этим государством сохранить свой экономический суверенитет не под силу. Поэтому сопротивление ядру, сопротивление процессам вытеснения полупериферии на периферию может оказывать только мощный блок государств. Например, БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. Страны БРИК могут взять на себя функции центра антиглобалистского толка. Для этого необходимо отказаться от классовой дифференциации в соответствии с теориями западных либералов, заявить, что западный сценарий поведения элиты и масс будет работать только на Запад. В наших же интересах проводить модернизацию без вестернизации. Так, как делают это Пекин и Дели, вполне стойко перенёсшие глобальный финансовый кризис по причине сохранения традиционных экономических норм хозяйствования. Такая борьба развернётся не только в экономике, но и в политике. Поэтому БРИК должен превратиться в военно-политический союз. И если Валлерстайн осторожно подталкивает мир на дорогу либерализма, то БРИК может повести мир в совершенно другом направлении, поскольку либерализм и демократия – не панацея от всех социальных болезней. Выход один – производство своего цивилизационного пространства. В том числе в области литературы, живописи, архитектуры, поскольку культура есть репрезентант цивилизации. И если мы посмотрим на сегодняшнюю живопись, архитектуру или всю культуру в целом, мы увидим, что она несёт на себе отпечаток глобализма. Глобалистская живопись или глобалистская литература преподносят нам капиталистическую парадигму существования в её развёрнутом, пространственном измерении. Это кодовые послания, в соответствии с которыми протекает наша жизнь, причём, незаметно для нас самих. Нам же необходима своя живопись, несущая в себе наш цивилизационный код, как ключ к геополитическому пониманию окружающих реалий, т.е. живопись континенталистская, а не атлантистская. В эссе под названием «Существует ли Индия?» Валлерстайн так постулирует собственную теорию образования государства: «Мы хорошо знаем, что сегодня Индия существует и обладает достаточным набором атрибутов государства и, хотя это уже более проблематично, нации. Но что нам делать с книгами, озаглавленными, например, «История Индии XVI в.»? Представим себе, — и в этом не будет ничего невозможного, — что этот полуостров был колонизирован наполовину англичанами, а наполовину французами. Тогда после деколонизации на полуострове наверняка возникли бы два государства. Одно из них, англоговорящее, могло бы называться, например, Дравидия, другое, франкоговорящее, — Брахмания. В этом случае мы читали бы сегодня книги под названием «История Дравидии XVI в.» или «Культура Брахмании накануне колонизации». Именно потому, что мы знаем о существовании Индии сегодня, мы проецируем это знание в прошлое. Такая практика — разумеется, не только в Индии — всемерно поощряется государственными структурами, использующими исторические мифы для легитимации нации-государства». Появление на политической карте мира многих стран, особенно на постсоветском пространстве, полностью укладывается в теорию Валлерстайна и его описанием Дравидии и Брахмании. Постсоветская, с позволения сказать, элита с надеждой смотрит на Запад, надеясь, что им удастся примазаться к ядру. Остальных ждёт участь типичных жителей полупериферийных территорий. Россказни о присоединении к ЕС, ВТО или о важности особых отношениях с Западом имеют смысл только для тех, кто хочет из полупериферии оказаться в центре – олигархов, магнатов и пр. Одновременно это означает размытость нашего мировоззрения, его шаткость, нашу неспособность чётко определиться, кто мы и где мы – на Западе ли, или на Востоке. И если географически и духовно мы принадлежим всё-таки Востоку, то экономически наша элита уже давно вплетается в западный глобальный экономический проект. В интересах постсоветских республик способствовать консолидирующим процессам антиглобалистского толка, вплоть до присоединения к БРИК. Пока же, увы, на постсоветском пространстве следуют строго заветам Валлерстайна, отказываясь от модернизации в пользу вестернизации. От автора. Иммануил Валлерстайн, американский социолог, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли. Научную карьеру Валлерстайн начал в Колумбийском университете, занимаясь социологией и африканистикой. Начиная с 1960-х гг. он занимался вопросами общей теории социально-экономического развития, а также теорией государства. Но известен Валлерстайн не научными изысканиями в области государственного строительства, а, прежде всего, как социолог и экономист.