Инфляция идет
Ирина Антонова

Инфляция идет

Ослабление рубля не зря вызвало панику среди россиян. Ожидание роста цен на продукты в связи с падением стоимости национальной валюты оправдывается. С начала февраля потребительские цены выросли уже на 0,7%, соответственно, с начала года — на 1,3%. Проведенный Минэкономразвития мониторинг розничных цен на продовольственные товары, овощи и фрукты за январь зафиксировал рост по целому ряду позиций. Сильнее всего подорожали овощи, в частности картофель, цены на который растут с октября 2013 года из-за низких запасов отечественной продукции, в январе прибавил 9,2% (за год подорожал на 42%). И это не предел. «Учитывая, что доля импорта на рынке продовольственных товаров весьма высока, произошедшее в январе ослабление рубля может привести к дальнейшему ускоренному росту цен на продовольственные товары», — предупреждает Минэкономразвития. Не радуют и запасы сельскохозяйственных организаций. Так, к примеру, «резервы» картофеля в январе 2014 года снизились на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Из-за дождливой осени часть урожая пришла в негодность. В результате, в прошлом году было заготовлено около 2,6 млн тонн картофеля, что на 763 тыс. тонн меньше, чем в 2012-м. Соответственно, торговые сети уже начали получать уведомления от поставщиков о дальнейшем повышении оптовых цен на продукты питания. Прогнозируют, что в середине лета картофель (а с ним и сахар) подорожают более чем на 10%. Тем временем, в Обществе защиты прав потребителей убеждены, что причина роста цен на картофель — сговор между производителями, поставщиками, а также розничными сетями. Правозащитники уже обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой унять недобросовестных участников рынка и заставить их сбросить цены на основной продукт питания. К сожалению, картофель и сахар не единственные продукты, цены на которые резко растут. «На рынке растительных масел уже раскручивается маховик инфляционного механизма (за последние месяцы оптовые цены выросли на 10%), что обусловлено резким ростом долларовых цен на масло, поскольку отрасль экспортно-ориентирована. В то же время на молочном рынке резкое подорожание сдерживается невысоким потребительским спросом», — рассказал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере