Крым – это только начало

Крым – это только начало

О ситуации вокруг Крыма и мятежа на Украине рассказывает политолог, эксперт Центра политической свободы Борис Джерелиевский.

- В настоящий момент пророссийские силы взяли под контроль практически весь Крымский полуостров. Каковы могут быть ответные действия Киева? Следует ли ожидать нападения украинской армии, или боевиков "Правого сектора" или иных нацистских организаций?

- Контроль над Крымом взяли отнюдь не пророссийские, а прокрымские силы, в соответствии с волей абсолютного большинства крымчан. И это не спонтанное решение, а вполне осознанная и выстраданная за двадцать лет незалежности позиция. Евромайдан, фашистский путч в Киеве послужили только толчком и предлогом для реализации давнишних чаяний народа Крыма. Зато, благодаря киевским событиям, идея крымского самоопределения получила если не поддержку, то, по крайней мере, понимание очень многих людей на Украине, не согласных с бандеровской революцией.

Так что идея "борьбы с крымским сепаратизмом" едва ли сможет сегодня объединить Украину. С другой стороны, происходящее в Крыму является как бы призывом для восточных, южных, да и центральных областей страны "Делай как я!", что, конечно, не может не вызывать беспокойства революционеров.

Однако для военной агрессии против Крыма у Киева сил нет. Боеспособность украинской армии еще до путча вызывала большие сомнения. Переход на исключительно контрактный принцип комплектования превратил ВС Украины в сеть даже не кадрированных частей, а просто оружейных складов с караулами. Сегодня же, после путча, боеспособность украинских ВС практически нулевая. Генералы, опасаясь даже возможности получения приказа о действиях против Крыма, один за другим объявляются больными, и ложатся в госпиталь. Маловероятно, что кто-то из офицеров согласится развязать братоубийственную бойню, выполняя приказы "министров", чья легитимность в высшей степени сомнительна.

Вряд ли на Крым двинутся неонацисты. Сейчас им гораздо интереснее "наводить порядок" в парализованных ужасом городах, заставлять милиционеров и просто прохожих петь "Ще не вмерла", заниматься люстрацией и экспроприацией, чем лезть в Крым, где, как уже сейчас очевидно, их встретит предельно жесткое и организованное сопротивление. Так, "беркутовцы", которые сейчас охраняют, вернее обороняют Перекоп, теперь не связаны идиотскими приказами о запрете применения оружия. Известно бандеровцам и о присутствии в Крыму добровольческих отрядов казаков, многие из которых сражались в Абхазии, Чечне, Южной Осетии в других горячих точках.

Но самое главное, в Киеве прекрасно понимают, что в случае агрессии против Крыма со стороны киевских мятежников, Россия незамедлительно придет на помощь жителям автономии. Крымчане вовремя сориентировались, сорганизовались, отмобилизовались и вооружились. А за ними – Москва. Так что попытки насильственного захвата Крыма путчистами сегодня маловероятны.

Гораздо большей угрозой может быть блокада полуострова. Ведь вода, электроэнергия, газ – все это поступает в Крым из Украины. Вот это может стать серьезной проблемой, которую придется решать. Но неразрешимых проблем, разумеется, нет. Тем более что вполне возможно, что те регионы, откуда поступает все необходимое для Крыма, последуют его примеру.

- В Киеве "парламент" просит США и Британию помочь бороться с сепаратизмом. Что могут предпринять эти страны?

- Которые не могут, или не хотят дать Украине денег на стабилизацию ситуации, на спасение гибнущей экономики? Серьезное противостояние с Россией обойдется гораздо дороже. Да, следует ожидать дипломатических демаршей. Угрозы санкциями, усиление информационной войны. Но это все, что есть сегодня в арсенале Запада. Нужно понимать, что как только у них появляется хоть малейшая возможность нам напакостить, они ее немедленно используют, вне зависимости от наших действий. Как бы мы не старались быть "хорошими", для них мы всегда враги, и они всегда будут нам гадить – поддерживать террористов, пятую колонну, и все остальное, что они делают.

Собственно, они и так уже нам с Украиной нагадили по максимуму. Волей-неволей нам теперь необходимо думать о защите соотечественников в этой стране, о принятии и обустройстве беженцев оттуда, которые могут появиться в самое ближайшее время. Мы получили под боком зону хаоса и нестабильности, и что-то с этим нам придется делать.

- В Киеве поднимался вопрос о денонсации соглашений о базах ЧФ...

- Если они это сделают, то это будет самая большая глупость. Дело в том, что на сегодняшний день Россия, по сути единственная страна, которая стоит на защите суверенитета и территориальной целостности Украины, что бы там в Киеве не говорили. Так, например, именно российские представители уговорили руководство Крыма не выносить на референдум вопрос об отделении от Украины. Москва защищает соотечественников и свои интересы в Крыму, но вовсе не стремится его оторвать от Украины.

Однако, если захватившие власть путчисты будут посягать на Черноморский Флот, то едва ли Москва станет уговаривать крымчан оставаться в составе Украины. Достаточно сегодня пройтись по улицам Севастополя или Ялты, чтобы понять – люди хотят не федерации, не конфедерации, они хотят присоединения к России.

- Но есть еще крымско-татарский фактор...

- Думаю, что крымских татар интересует не украинский суверенитет, а возможность своей собственной автономии. И есть пространство для переговоров с ними. Как мы видим, энергичные действия меджлиса против пророссийской ориентации крымчан очень быстро завершились. Думаю, что дело не только в том, что бойцы самообороны вооружились. Эти переговоры уже ведутся, и у татар появилась уверенность, что их интересы будут соблюдены. Хотя, возможны и провокации. Известно, что некоторые радикалы из крымских татар проходили подготовку на базах террористов, принимали участие в боевых действиях в Сирии и связаны с западными спецслужбами.

- Когда ставится вопрос о финансовой помощи Киеву, Запад демонстрирует некоторую беспомощность. О чем на Западе думали, организуя и поддерживая мятеж?

- Ну уж во всяком случае не о том, как сделать Украину цветущей и благополучной. Сейчас бытует мнение, что в один из моментов Майдана, Запад утратил контроль за происходящими событиями, в результате чего инициатива была перехвачена нацистами, "умеренная оппозиция" была оттеснена, и произошло то, что мы имеем. Однако то, что все будет именно так, весьма легко просчитывалось. Не исключено что кто-то стремился именно к такому, или похожему результату.

Конечно, маловероятно, что Европа целенаправленно хотела получить под боком зону хаоса. Однако, как мы знаем, действия ЕС и США на Украине не всегда согласовывались, и интересы не совпадали.

- То есть, американцы заинтересованы в дестабилизации Украины?

- Да, все последнее время они стремятся управлять миром с помощью мятежей, хаоса, создания зон нестабильности. Афганистан, Ирак, Ливия, Египет, Сирия, Балканы – везде американцы оставили черные дыры террора, хаоса, нестабильности. А Украина – это удар не только по России, но и по Европе. Что именно они хотят получить на Украине – вариант Сомали или Чечню времен Дудаева–Масхадова, покажет ближайшее время.

- А какими в этом случае могут быть действия России?

- Очевидно, что возникновение Сомали у наших границ создаст серьезную проблему для нашей страны. Будем надеяться, что этого не произойдет, но перспективы не слишком хороши. Нужно быть готовыми и к принятию беженцев и оказанию гуманитарной помощи. Может стать вопрос о защите не только наших границ от бандитских налетов, но и населения Украины, которое будет в этом нуждаться.

- Обычно говорят о русскоязычном населении...

- А если человек на суржике разговаривает или на мове его защищать не надо? Вопрос очень тонкий. Ввод войск на сопредельную территорию может быть только самой крайней мерой, и исключительно, как средство предотвращения актов геноцида и иных преступлений против человечности, когда все остальные средства исчерпаны и в том случае, когда люди готовы принять такую помощь.

Думаю, что помимо войск безопасность людей могут обеспечивать и иные структуры. Например, частные военные компании, с которыми самоуправление населенных пунктов могло бы заключать договора. Или казачьи организации, которые вновь демонстрируют свой высокий мобилизационный и организационный потенциал. Думаю, что пришло время расширить их полномочия и права...

- Речь идет о Восточной Украине?

- Пройдет совсем немного времени, и острую необходимость в присутствии тех, кто сможет обеспечить безопасность почувствуют и в Центральной Украине. Причем, даже скорее, чем на Востоке. В силу того, что там "завоевания революции" ощущаются уже сейчас, и становятся все более осязаемыми. Однако вопрос еще и в том, насколько мы готовы взять на себя проблемы этих территорий, которые с каждым днем становятся все более катастрофическими. В самое ближайшее время Украина рискует превратиться в Дикое Поле, охваченное насилием и анархией, где субъектами власти становятся бандитские главари вроде Сашко Билого. Идет стремительная архаизация Украины. Очевидно, что эта проблема в самое ближайшее время может стать для нас основной.

Может быть одна из целей, решаемых Западом через Украину, – снизить российскую активность на других направлениях, например, на Ближневосточном.

- Но, Крым-то этой судьбы избежал?

- Думаю, что да. Несмотря на все трудности, которые, несомненно будут, в Крыму не будет ни анархии, ни братоубийства, ни экономического коллапса. Пока что наши успехи очевидны: мы поддержали крымчан в их стремлении не подчиняться силам, узурпировавшим государственную власть на Украине, и их стремление к самой широкой автономии.

Мы отказались от каких-либо контактов с узурпаторами. Да и как себе представить, что кто-то из высших должностных лиц России унизиться до переговоров с клоунами, назначенными охлосом, беснующейся толпой рогулей? Единственный законный представитель Украины – президент Виктор Янукович находится под нашей защитой и покровительством. Все делается правильно, корректно и очень аккуратно.

Но эйфорию впадать не стоит. Мы стоим перед тяжелыми проблемами и серьезными испытаниями. Все только начинается.

Беседовал Сергей Дорошенко

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере