Триумф «козаков» Фротмана
Сергей Горбач

Триумф «козаков» Фротмана

Одним из главных аспектов идеологии "украинства" является постоянное обращение к "козацким корням украинской нации". На "евромайдане" можно видеть немало колоритных персонажей с оселедцами, в папахах со шлыками и шароварах. Они именуют себя то "волынскими козаками" (!), то "черными запорижцами" (не путать с афроукраинцами). Выглядят они, конечно, живописно, однако нынешние претензии Украины, а уж особенно западенцев на "козацство", мягко говоря, не совсем обоснованно, поскольку днепровские, малороссийские казаки и украинцы – две разные этнические группы. Начнем с того, что воинские общины скифов, обитающие в низовьях Днепра и Дона, описаны еще Геродотом, то есть задолго не только до появления самого термина "украинцы", но и до возникновения Киевской Руси. Днепровские казаки, использующие самоназвание «черкасы» весьма отличались от остального населения тогдашней Украины – крестьян (посполитства), малороссийской и польской шляхты – образом жизни, культурой, поведенческими нормами и даже диалектом. Поляки, как потом и российские государи, стремились превратить казаков в сословие, то записывая их в реестр, то обещая наделить шляхетскими привилегиями. Однако сами черкасы энергично сопротивлялись, полагая себя казачьим народом. Нынешние "украинисты" уверяют, что все население Украины, собственно, и было казаками, и часто в доказательство приводят нелюбимого ими Гоголя «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень». Однако надо сказать, что так в Сечь принимали не вообще всех, а именно казаков – днепровских или донских. Мог ли стать украинец казаком? Мог. Так же, как крестьянин Ломоносов стал графом. В Запорожской Сечи были и малороссы, и великороссы, и поляки, и литовцы, и даже немцы. Но таких были единицы, и, скорее, это было исключением. Основная масса сечевиков были этническими черкасами и донцами. Отношение казаков к посполитству не сильно отличалось от того, как к холопам относилась шляхта, с той только разницей, что украинцы были для черкасов единоверцами, а для поляков "проклятыми схизматиками". Да, украинские крестьяне бежали на Сечь от произвола арендаторов и панов. Но в казачье товарищество принимались считанные единицы. Остальные же становились батраками Сечи – получали от товарищества сечевые земли и защиту, а за это обязаны были отдавать часть урожая или иной прибыли. Во время казачьих восстаний черкасы и украинцы выступали по причине единства веры в качестве союзников против поляков. Однако союзники эти были не слишком верные. Если восставших преследовала неудача, украинцы предавали казаков. Если же кампания была успешна, черкасы часто забывали о своих обязательствах союзникам. Примечательно так же, что пленных казаков поляки казнили, а украинцев пороли и возвращали хозяевам. Ситуация несколько изменилась во время Хмельницкого и Руины, когда множество малороссов влились в казачьи ряды. Значительно позже, после того, как Украина вошла в состав России, а Сечь была упразднена, днепровские казаки были поставлены перед выбором – переселение на новые земли – на Кубань, на Кавказ, в Сибирь и на Дальний Восток, или переход в податные сословия – в крестьяне – крепостные или государственные, в однодворцы и мещане. И нашлось немало желающих отказаться от беспокойной и нелегкой казачьей доли в далеких краях, предпочитая пусть холопскую, но сытую и спокойную жизнь. Ряд исследователей полагает, что те, кто отказался от казачества, были главным образом потомки оказачившихся в годы Руины холопов. Таким образом, казаков на Украине не осталось – они или переселились на новые русские окраины, или отреклись от своего народа. Любопытен и другой эпизод. Заселение Кубани происходило в несколько этапов. После первой волны запорожцев, туда были переселены днепровские казаки из Черниговской и Полтавской губерний. Параллельно с ними, туда переселялись украинцы из тех же мест. Однако они получали статус не казаков, а "иногородних". Отношения между этими представителями двух славянских православных народов, разговаривающих к тому же на очень похожих диалектах, тем не менее, всегда были очень непростыми. Одни завидовали, другие их презирали. Наиболее остро эти противоречия и взаимная антипатия проявились в годы Гражданской войны, когда дважды земляки оказались по разные стороны баррикады. А уж после поражения Белого движения, кубанские украинцы душу отвели – расказачивание, в котором они принимали активное участие, и насильственную украинизацию на Кубани вспоминают до сих пор. …Вот такое вот украинское "казачество". В настоящий момент на Украине есть немало структур, именующих себя "казачьими". Но их условно можно разделить на две части. Первая – это донские общины на исторических землях Войска Донского и объединения потомков родовых казаков, оказавшихся на Украине после Гражданской войны. А вторая часть – всевозможные галицийские, волынские, буковинские, жмеринские "казаки" и тому подобные "сечевые стрельцы", чьим девизом могли бы стать бессмертные слова гоголевского Янкеля: "Мы с запорожцами как братья родные". Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере